Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Портрет жены негоцианта Киселева

Тропинин Василий Андреевич (1776–1857)1841Холст, масло

В 1830–1840-е годы в произведениях Василия Андреевича Тропинина под воздействием демократических тенденций усиливаются жанровые черты, несколько усложняется композиция, повышается роль деталей. «Портрет жены негоцианта Киселева» из севастопольского собрания можно назвать «полупарадным» портретом или «полужанром».

В едва «обозначенном» интерьере изображена приветливо глядящая на зрителя женщина, одной рукой опирающаяся на стол, другой придерживающая украшения. Ее лицо, с нежной кожей, красивыми миндалевидными глазами, с характерной «тропининской» полуулыбкой, «обрамлено» прической по моде того времени.

Как в большинстве его парадных портретов, художником продуманы и поза, и жест, дана социальная характеристика несколько идеализированной героини, прекрасно выписаны фактура ткани платья и драпировок, узор кружев, тщательно выписаны аксессуары и детали. Вместе с тем, живописец значительно большее внимание уделил передаче состояния и настроения человека. Следует отметить, что некоторые «герои» узнаваемы: горшок с кустом роз, гирлянда из листьев, драпировка — мастер включал их и в другие работы.

В те годы В. А. Тропинин очень много «портретировал» московскую аристократию и купечество. На портрете изображена А. А. Киселева, урожденная Карзинкина, москвичка ярославского происхождения. Купеческая фамилия Карзинкиных была широко известна в Москве не только богатством, но и благотворительностью, меценатством. В их доме часто собирались любители искусства, там бывал и В. А. Тропинин.

Более позднее авторское повторение портрета А. А. Киселевой, написанное в 1843 году, находится в Ивановском областном художественном музее. Там же хранится и парный к нему портрет, созданный в 1842 году, на котором изображен муж А. А. Киселевой, богатый шуйский и московский купец Д. Д. Киселев, также меценат и благодетель. Художник написал портреты не только семейства Карзинкиных, но и почти всех представителей династии Киселевых.

Тропинин Василий Андреевич

Родился в 1780* в с. Карповка, Новгородская губерния, умер в 1857 в Москве.

Портретист, жанрист. Крепостной графа Моркова, в 1823 получил вольную. Учился в АХ (1798–1804) посторонним учеником у С. С. Щукина, отозван из АХ Морковым. Жил на Украине в с. Кукавка Подольской губернии (1804–1812). С 1824 — академик; с 1843 — почётный член Московского художественного общества. Участник выставок: АХ. Персональные выставки: К 175-летию со дня рождения, Киев, КМРИ, 1951.

*Дата установлена по Каталогу «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени» (М., 1975, с. 25) указан год рождения — 1780; ранее в каталогах — 1776.

Другие экземпляры коллекции
Портрет князя С. М. Голицына
Тропинин Василий Андреевич
Из четырех портретов кисти В. А. Тропинина в собрании музея наиболее известен «Портрет князя С. М. Голицына».
Зима
Крымов Николай Петрович
Эта работа до революции экспонировалась на выставке «Союза русских художников», в 1925 году выставлялась в Третьяковской галерее на выставке «Крестьянин в русской живописи», а в 1984 — в Москве на персональной выставке Н. П. Крымова в Центральном доме художника.
На берегу реки
Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович
В данном пейзаже художника прекрасно передано переходное состояние природы, он наполнен светлой и немного грустной поэзией.
В Крыму
Васильев Фёдор Александрович
В колорите очень точно выдержано цветовое единство, так как живописец умело использовал серо-синие, зеленые близкие по тону цвета, которые полностью соответствовали натуре.
Зимнее утро
Грабарь Игорь Эммануилович
Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множества фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте.
Вид Московского Кремля со стороны Кокоревского подворья
Верещагин Петр Петрович
Пряха
Бодри Карл-Фридрих Петрович
Картина «Пряха» написана художником еще в период обучения в Академии и во многом противоположна работам А. Г. Венецианова, его школы, стремившихся преодолеть каноны академической живописи.
Дама с книгой
Крамской Иван Николаевич