Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Фонтан в парке

1820–1840Холст, масло 66,5×49

Довольно редко в музейных, да и в частных собраниях встречаются живописные работы основоположника русской пейзажной гравюры Степана Филипповича Галактионова.

В картине «Фонтан в парке» художник тонко прочувствовал и передал элегичность, тихую грусть о прошедшем; «единение душ» пожилой пары, задумчиво созерцающей величественную красоту природы; покой, который разрушают только струи воды стройного, напоминающего светлый обелиск фонтана.

Необычна история создания этой картины. Ее можно считать уменьшенным и довольно вольным вариантом — повторением одного из парных декоративных панно, созданных Семеном Федоровичем Щедриным в конце 90-х годов XVIII века для украшения Михайловского замка. Эти панно изображают «итальянские фонтаны» в Петергофе. К сожалению, после Великой Отечественной войны монументальные пейзажи Щедрина затерялись, их местонахождение до сих пор неизвестно. Они остались запечатленными лишь в репродукциях в известных монографиях искусствоведов Н. Коваленской и А. Фёдорова-Давыдова.

Галактионов учился в Академии художеств у двух популярнейших пейзажистов конца XVIII века — М. М. Иванова и Сем. Ф. Щедрина, но влияние последнего оказалось определяющим.–Ученик постоянно обращался к творчеству своего учителя: гравировал его работы и в годы обучения, и впоследствии, когда сам стал преподавателем граверного класса, профессором Академии художеств.

В 1804 году он выполнил гравюру «Вид итальянского фонтана в Петергофе». В это же время он гравировал и серию маленьких щедринских картин с изображением фонтанов Петергофа. В 1805 году уже после смерти маэстро Галактионов самостоятельно как бы «дополнил» серию сентименталистских парковых пейзажей гравюрой «Вид Марли», а в 1808 году — живописной работой «Вид Петергофской гранильной фабрики», за которую получил звание академика.

Вероятно, в 40-е годы XIX века Галактионова перестали привлекать очаровательные и тонкие щедринские пейзажи, в которых заключался легкий мир мечты, отгороженный от суеты и тревог действительности. Художник стал всерьез размышлять о жизни человека и природы, о быстротекущем и вечном. Может быть, поэтому уже в конце своего творческого пути он вновь, но переосмыслив, обратился к сюжету своего наставника и написал картину «Фонтан в парке».

Композиция вышеуказанной гравюры и щедринского панно почти полностью совпадает, за исключением маленьких деталей в фоне. В живописной же работе из севастопольского музея несколько изменены пропорции, масштаб деревьев и людей. Причем люди укрупнены и практически перестали быть стаффажем, что во многом изменило содержание произведения.

Ведь в первом случае изображена счастливая молодая чета с ребенком — милая сценка из жизни галантных кавалеров. Во втором — идиллическая, немного сентиментальная картина с пожилой парой, взявшейся за руки, и дворником, «вечно заметающим» этот старый парк.

Галактионов Степан Филиппович

Родился в 1779* в Санкт-Петербурге, умер в 1854 там же.

Пейзажист, занимался гравюрой. Учился в АХ (1785–1800) у М. М. Иванова, С. Ф. Щедрина. С 1808 — академик; с 1830 — советник АХ; с 1831 — профессор 3-ей степени по гравированию на меди ландшафтов; с 1851 — заслуженный профессор. С 1816 — преподавал в гравировальном классе.

*В Каталоге ГРМ, 1980, с. 90 год рождения — 1779/8?.

Другие экземпляры коллекции
Пряха
Бодри Карл-Фридрих Петрович
Картина «Пряха» написана художником еще в период обучения в Академии и во многом противоположна работам А. Г. Венецианова, его школы, стремившихся преодолеть каноны академической живописи.
Ночлежный дом
Маковский Владимир Егорович
Отточенный до артистизма рисунок и блестящий композиционный дар, позволил мастеру выстроить содержательную и выразительную картину из «кирпичиков» разрозненных наблюдений, которая получила признание у зрителей и успешно экспонировалась на XVIII передвижной выставке.
Сосна. Этюд
Шишкин Иван Иванович
Восторг и восхищение богатырской русской природой до сих пор вызывает у зрителя «анатомически» точно прорисованный живописный этюд.
Пестрое поле
Левитан Исаак Ильич
Интерьер
Юон Константин Федорович
Довольно редкая по стилистике картина «Интерьер» относится к раннему этапу в творчестве известнейшего художника Константина Фёдоровича Юона в период увлеченности импрессионизмом.
Портрет жены негоцианта Киселева
Тропинин Василий Андреевич
«Портрет жены негоцианта Киселева» из севастопольского собрания можно назвать «полупарадным» портретом или «полужанром».
Южная страна
Богаевский Константин Фёдорович
На полотне из севастопольского собрания Айвазовский показал панорамный вид на Константинополь при закате солнца со стороны Босфора.
На берегу Черного моря
Коровин Константин Алексеевич
Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов.