Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Талантливый пейзажист, автор популярных работ на мифологические сюжеты Василий Дмитриевич Поленов был высокообразованным и разносторонне одаренным человеком. Он прекрасно знал историю, античную литературу, любил музыку, поэтому легко и радостно принимал участие в театральных постановках в Частной опере С. И. Мамонтова как художник-декоратор, актер и даже автор музыки.

В 1894 году Поленов создал декорацию к живой картине «Афродита», поставленной на Первом съезде русских художников в зале Благородного собрания. Позже он использовал найденное решение для оформления оперы «Призраки Эллады», написанной им совместно с Н. С. Кротковым на либретто С. И. Мамонтова. Эта опера была поставлена в 1906 году в Большом зале Московской консерватории силами музыкантов-любителей. Отзывы на этот спектакль были разные — восторженные, сдержанные и даже скептичные.

В том же 1906 году, как бы обобщая и подытоживая свои размышления об античности, опираясь на многочисленные эскизы, варианты декораций, он написал самостоятельную станковую картину «Античный пейзаж». Ему удалось соединить реальность и вымысел, натурные этюды, написанные во время своего первого путешествия по странам Ближнего Востока и Греции в 1881–1882 годах, и широко известные, узнаваемые античные памятники — дорический храм, знаменитую статую Афродиты Милосской...

Любопытно, что художник использовал и в эскизах, и в картине этюд «Троада», хранящийся в Третьяковской галерее, только «перевернул» легендарную гору в другую сторону. В итоге Поленов создал обобщенный, синтезированный образ Греции — «лучезарной страны победившего добра и разума, воплотившихся в совершенных формах ее художественных творений».

В 1907 году картина экспонировалась на XXXV выставке передвижников в Петербурге, а в 1993 — в ГМИИ имени А. C. Пушкина на международной выставке «Античность в европейской живописи».

Поленов Василий Дмитриевич

Родился в 1844 в Санкт-Петербурге, умер в 1927 в усадьбе Борок (ныне Поленово), Тульской области.

Пейзажист, исторический живописец, жанрист, работал в области театрально — декорационного искусства. Брал частные уроки у П. П. Чистякова (1859), посещал класс Ф. И. Йордана в АХ (1859–1861). Учился в АХ (1863–1871) у П. П. Чистякова; почти одновременно окончил юридический факультет Петербургского университета. Пенсионер АХ за границей (1872–1876). С 1876 — академик; с 1892 — профессор; с 1893 — действительный член АХ. Преподавал в МУЖВЗ (1882–1895). С 1926 — народный художник РСФСР.

Другие экземпляры коллекции
Сосна. Этюд
Шишкин Иван Иванович
Восторг и восхищение богатырской русской природой до сих пор вызывает у зрителя «анатомически» точно прорисованный живописный этюд.
Фонтан в парке
Галактионов Степан Филиппович
Довольно редко в музейных, да и в частных собраниях встречаются живописные работы основоположника русской пейзажной гравюры Степана Филипповича Галактионова.
На берегу Черного моря
Коровин Константин Алексеевич
Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов.
Зима
Крымов Николай Петрович
Эта работа до революции экспонировалась на выставке «Союза русских художников», в 1925 году выставлялась в Третьяковской галерее на выставке «Крестьянин в русской живописи», а в 1984 — в Москве на персональной выставке Н. П. Крымова в Центральном доме художника.
Зимнее утро
Грабарь Игорь Эммануилович
Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множества фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте.
Портрет И. С. Тургенева
Репин Илья Ефимович
Данная работа долгие годы находилась в мастерской художника и только в начале XX века была продана варшавскому коллекционеру Н. Н. Максимовскому.
Вид Московского Кремля со стороны Кокоревского подворья
Верещагин Петр Петрович
Последние лучи
Богаевский Константин Фёдорович
Два пейзажа Богаевского в собрании музея — «Последние лучи» и «Южная страна» — это две легенды.