Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Портрет И. С. Тургенева

Репин Илья Ефимович (1844–1930)1879Холст, масло

Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844–1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883). Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века — «разума нации»: художников, писателей, ученых.

Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо. По окончании портрет не понравился многим, в первую очередь П. Виардо, да и сам художник считал его неудачным. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ). Однако Третьяков не отказался от первоначальной идеи и сумел уговорить Тургенева вновь позировать, а Репина — еще раз взяться за работу.

В феврале 1879 года Репин в течение нескольких сеансов писал Тургенева во время его кратковременного приезда в Москву, несмотря на тяжелые приступы подагры у последнего. Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. Портрет экспонировался на VII передвижной выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Москве и позже, в 1908 году, — на XXXVI выставке Товарищества в Петербурге. Он был воспроизведен в каталоге выставки и тогда же с него печатались открытки.

Данная работа долгие годы находилась в мастерской художника и только в начале XX века была продана варшавскому коллекционеру Н. Н. Максимовскому. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату — «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста.

Однако Тургенев был в России, в Москве только в феврале 1879 года, да и письма Третьякова Репину, написанные тогда же, во время работы художника над произведением, подтверждают правильность существующей датировки. Кроме того, в 1991 году из Всесоюзного государственного художественно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря пришло экспертное заключение, подтверждавшее подлинность произведения.

История тургеневских портретов на этом не закончилась. В 1883 году после смерти писателя Репин по старым наброскам написал еще один, близкий предыдущему портрету писателя, который в 1884 году экспонировался на XII выставке ТПХВ. Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. Чаще всего специалисты вели разговор об одном портрете, просто считая, что художник несколько раз его переписывал.

Известный исследователь И. С. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два, и они различны. Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой — кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств.

Однако затем и И. С. Зильберштейн ошибся. Он перепутал сами изображения, вероятно, потому, что не существовало точного воспроизведения более позднего портрета да и местонахождение обоих произведений в 1940-е годы было неизвестно. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают). Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878».

Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. Репиным.

Репин Илья Ефимович

Родился в 1844 в Чугуеве, Харьковская губерния, умер в 1930 в Куоккала (Финляндия), ныне Репино, Ленинградская область.

Портретист, жанрист, исторический живописец. Учился в школе военных топографов (1854–1857); у иконописца И. М. Бунакова; в Рисовальной школе ОПХ (1863) у Р. К. Жуковского в Санкт-Петербурге, (пользовался советами И. Н. Крамского); в АХ (1864–1871). Пенсионер АХ (1873–1876) в Италии, Франции. С 1876 — академик. Профессор, руководитель мастерской АХ (1894–1907 с перерывами), ректор АХ (1898–1899). Преподавал в школе — мастерской кн. М. К. Тенишевой. Участник выставок: АХ; ТПХВ (с 1874, с 1878 — член ТПХВ); МОЛХ; «Мир искусства»; всероссийских: Москва, 1882; Нижний Новгород, 1896 и др.

Другие экземпляры коллекции
Зимнее утро
Грабарь Игорь Эммануилович
Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множества фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте.
На берегу Черного моря
Коровин Константин Алексеевич
Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов.
Массандровский дворец
Крачковский Иосиф Евстафьевич
В маленьком, картинно-видовом пейзаже из севастопольского собрания, «приятном для глаза и души», с фотографической точностью на фоне Крымских гор «нарисован» Массандровский дворец императора Александра III, из рыцарского замка превратившийся в «сказочный терем».
Пестрое поле
Левитан Исаак Ильич
Южная страна
Богаевский Константин Фёдорович
На полотне из севастопольского собрания Айвазовский показал панорамный вид на Константинополь при закате солнца со стороны Босфора.
Интерьер
Юон Константин Федорович
Довольно редкая по стилистике картина «Интерьер» относится к раннему этапу в творчестве известнейшего художника Константина Фёдоровича Юона в период увлеченности импрессионизмом.
Портрет княгини С. Ф. Касаткиной Ростовской
Серов Валентин Александрович
Этот портрет, незаконченный и почти эскизный, но продуманно-целостный, позволяет рассмотреть процесс работы мастера над произведением.
Севастополь. Рыбачья бухта
Коровин Константин Алексеевич