Так называется экскурсия для самых юных посетителей Севастопольского художественного музея, впервые переступающих порог одного из самых привлекательных зданий города. Около Приморского бульвара это красивейшее четырехэтажное строение с пышно декорированным фасадом возводилось по заказу «личного почетного гражданина Севастополя» купца С. Х. Гавалова еще в конце XIX столетия и, не смотря на то, что в годы Великой Отечественной войны сильно пострадало, было бережно восстановлено. Весной 1958 года ценнейшая севастопольская коллекция произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства «поселилась» в этом доме на проспекте Нахимова, 9. И все эти годы музей дарит взрослым и детям, случайным посетителям и взыскательным специалистам, подрастающему поколению, которое активно познает мир, незабываемые встречи с искусством как мастеров давно ушедших эпох, так и наших современников.
Ныне в коллекции Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого — уникальной по разнообразию, художественным достоинствам и истории комплектования — более 10 000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных талантом, умом, умелыми руками мастеров XVI-XXI веков.
Впервые о создании именно Художественного музея в Севастополе заговорили в сентябре 1924 года на III Крымской конференции музейных работников. В архиве Херсонесского музея-заповедника, где проходили заседания, сохранились протоколы, зафиксировавшие активное обсуждение этой идеи. В отправленном вскоре в Москву «Плане севастопольского художественного музея», который ныне хранится в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея, отмечалось, что необходим «материал выше среднего качества, относящийся к отечественному искусству второй половины XIX — началу XX веков», но «при прочих равных условиях» должны подбираться «картины, связанные по сюжету с Крымом и произведения художников, связанных с Крымом своей личностью».
В январе 1925 года в Крым уже были доставлены 92 картины выдающихся российских живописцев из Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда Главнауки. Именно в хранилищах Главнауки после революции и завершения гражданской войны скапливались произведения искусства из частных коллекций, а позже, в 1920-е годы, специальными комиссиями распределялись по самым разным музеям России и других республик Советского Союза. Так в Севастополе оказались замечательные картины из ранее широко известных столичных собраний предпринимателей, купцов, общественных деятелей К. Т. Солдатенкова, И. А. и М. К. Морозовых, И. С. Исаджанова, А. А. Коровина, А. В. Руманова и других.
К сожалению, выделение подходящего пространства для размещения картинной галереи в Севастополе задерживалось, и было решено открыть выставку в Центральном музее Тавриды. Тогда же в Симферополе был издан каталог, подготовленный заведующим Крымским комитетом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (КрымОХРИСа) А. И. Полкановым, начинавшийся словами: «Картины, представленные на настоящей выставке, предназначены для вновь открываемого в Севастополе музея в качестве его основного ядра, требующего еще своего развития и пополнения...». Благодаря той скромной публикации мы знаем перечень всех картин первой передачи из Главнауки. Увы, в Севастополе они экспонировались лишь несколько месяцев 1926 года в тесных и сырых комнатах расформированного музея Л. Н. Толстого. В сентябре, «ввиду отказа Севастопольского исполкома в предоставлении галерее помещения, которое позволило бы развернуть ее надлежащим образом», Картинную галерею в Севастополе ликвидировали, распределив картины между Центральным музеем Тавриды и Ялтинским художественным музеем.
В архивах Москвы, Симферополя, Севастополя сохранилось множество документов, свидетельствующих о неоднократных попытках решения этой затянувшейся проблемы. Наконец, летом 1927 года галерее был передан двухэтажный дом бывшего кинотеатра «Лотос». Это здание примыкало с правой стороны к дому Гавалова — тому, где ныне располагается музей. Ремонт планировалось завершить в конце лета, и к этому времени относится окончательное решение о «переводе» в Севастополь — растущий промышленный центр, базу Черноморского флота — Ялтинского музея.
Художественный музей в Ялте начал комплектоваться вскоре после установления Советской власти в Крыму, с начала декабря 1920 года. Туда свозились самые разные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, старинная и имеющая художественную ценность мебель из опустевших дворцов, особняков, дач Южного берега Крыма. Таким образом, в усадебном доме княгини Л.Барятинской «Сельбиляр» в центре Ялты оказались вещи, ранее принадлежавшие императорской семье, представителям известных российских фамилий. Став экспонатами русского и западноевропейского отделов «Народно-художественного музея», они оказались доступными для осмотра уже в 1921 году.
Директором был назначен Анатолий Григорьевич Коренев, который шесть лет спустя возглавил переезд основной части Ялтинского художественного музея в Севастополь. Имея большой музейный опыт, будучи художником, реставратором, он руководил Севастопольской картинной галереей до декабря 1939 года и много сделал для ее комплектования, популяризации.
Надежным помощником во всех музейных делах оказался принятый А. Г. Кореневым на единственную штатную должность научного сотрудника севастопольский художник, 33-летний Михаил Крошицкий. Он родился и вырос в Севастополе, учился в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Петербурге. За два года работы в галерее Михаил Павлович приобрел необходимый опыт экспозиционной, фондовой, научно-просветительной работы и, главное, полюбил музейное дело на всю жизнь.
В тот период коллекция систематизировалась, пополнялась, велась ее научная обработка. Экспозиция западноевропейского искусства была открыта вскоре и получила высокую оценку специалистов. Ялтинскую коллекцию прекрасно дополнила передача через Центральный музей Тавриды картин голландских и фламандских художников XVII века из бывшего имения князя Л. С. Голицына «Новый Свет» близ Судака. Экспозиция русского искусства сохранила хронологические рамки, задуманные еще при организации Севастопольского музея: вторая половина XIX — начало XX веков.
Еще не один год после открытия Севастопольской галереи из закупочных комиссий Москвы, Ленинграда, Государственной Третьяковской галереи поступали работы выдающихся русских художников. Было начато комплектование и отдела современного искусства. Музей заказывал и приобретал картины в том числе и местных художников Ю. И. Шпажинского, Э. А. Штейнберга, М. П. Крошицкого и другие.
Подробную информацию о времени создания и авторах произведений искусства, которые были представлены в первой экспозиции галереи, хранит каталог-путеводитель, подготовленный А. Г. Кореневым и опубликованный в 1931 году, — единственное довоенное издание музея. Благодаря ему известно, что тогда в залах были размещены 438 картин и 44 скульптуры: в четырех залах нижнего этажа находились 197 произведений западноевропейской живописи XVI-XIX веков (наряду с большинством подлинных произведений выставлялись и копии с работ Рафаэля, Рембрандта, других знаменитых художников), на втором этаже в четырех залах — 241 живописное полотно мастеров российской школы «от передвижников до современников» и еще в одном зале экспонировались 80 графических листов, выполненных «акварелью, карандашом, пером, углем, пастелью, соусом и прочим», большинство из которых сохранились и позволяют убедиться в мастерстве их авторов. По всем залам была расставлена мебель, перевезенная из Ялты, экспонировались самые разные произведения декоративно-прикладного искусства. Постепенно музейную экспозицию дополняли картины советского периода. В ноябре 1934 года их уже было 24, и большинство отражало, как тогда писали, «тему освобожденного труда».
Часто музейное собрание пополнялось благодаря дарам самих художников. Так, среди довоенных поступлений оказались графические листы А. И. Кравченко, С. И. Лобанова, А. Н. Глаголева, Е. С. Кругликовой и М. А. Волошина, с которым А. Г. Коренев был в давних дружеских отношениях. Живописный портрет художника А. П. Рябушкина передал в дар галерее выпускник Академии художеств Н. М. Янышев, работавший в те годы в Херсонесском музее.
Трогательную историю поведал в своих воспоминаниях Л. М. Афанасьев — научный сотрудник музея в 1936—1939 годах: «Интересна была встреча с В. А. Ватагиным (художником, скульптором-анималистом). Придя впервые в галерею и внимательно осмотрев все залы, он очень обрадовался, увидев картину А. Л. Ржевской „Сироты“. Оказалось, что одна из изображенных девочек впоследствии — его жена. Картина была когда-то в Румянцевском музее, и Ватагины ее уже потеряли из вида. Примерно через полгода он вновь приходит в музей и на спине несет мешок с тяжелым грузом. В нем оказался большой лежащий медведь, вырезанный художником из дерева. Он принес его в дар галерее, обрадованный, что картина цела, и они снова знают, что она находится в хорошем музее».
В декабре 1939 года А. Г. Коренев переехал в Алупку, а М. П. Крошицкий, вернувшийся в родной город из Воронежа, где он возглавлял Музей изобразительных искусств, был назначен директором Севастопольской картинной галереи. За десять лет его отсутствия музей обрел известность, посещаемость достигла почти тридцати тысяч человек в год, проводились экскурсии, читались лекции, коллекция значительно увеличилась. По данным отчета 1939 года, на учете состояло 2466 музейных предметов, из которых 1466 находились в экспозиции (550 — живопись, 537 — графика, 71 — скульптура, 308 — мебель, изделия из фарфора и бронзы). Теперь обо всем этом предстояло заботиться Михаилу Павловичу, и ныне мы знаем, что последующие почти 20 лет его судьба и история Севастопольской картинной галереи были неразделимы.
А самым суровым испытанием преданности искусству, любимому музею стала Великая Отечественная война. О том, что пришлось пережить М. П. Крошицкому в борьбе за спасение и сохранение коллекции галереи скупо и сдержанно повествует его автобиография — единственный источник информации о тех трагических днях.
22 июня 1941 года в первую же ночь войны Севастополь оказался в числе приграничных городов Советского Союза, которые подверглись бомбардированию. В сентябре, когда налеты вражеской авиации участились, именно по инициативе М. П. Крошицкого была начата упаковка наиболее ценных произведений искусства. В конце ноября более 100 ящиков перевезли на пристань в Южной бухте. Ждать отправки на Большую землю из-за «массы эвакуационных грузов пришлось больше двух недель» (Далее в кавычках приводятся цитаты из автобиографии М. П. Крошицкого).
В ночь на 12 декабря 1941 года музейный груз с помощью матросов был быстро перенесен на палубу, и «корабль, отстреливаясь от самолетов противника, тотчас же снялся с якоря». Так началась 13-месячная военная эпопея М. П. Крошицкого. Без помощников, без семьи (в Севастополе вскоре погибли его мать и крошечный сын, а о судьбе жены и дочери, чудом уцелевших и эвакуированных, он узнает только в 1943 году) Михаил Павлович прибыл в порт Батуми. Он не имел специальных эвакуационных документов, поэтому только «через 12 суток...удалось добиться получения трех вагонов и перевезти художественные фонды в Тбилиси..., а потом в Мцхетский замок...»
Находясь в Грузии «в исключительно тяжелых материальных условиях», надеясь на согласование дальнейшего маршрута, М. П. Крошицкий лишь к осени перевез ценности в Баку, а потом через Каспийское море — в Красноводск. «После полуторамесячного нахождения на пристани... получив вагоны, я стал кочевать с грузом по Азии. Отсутствие эвакуационной путевки с указанием пункта назначения позволяло, видимо, городам и республикам отказывать в приеме художественных ценностей галереи... Проехав Туркмению, Узбекскую, Таджикскую, Киргизскую, Казахскую республики и Алтайский край, я лишь на рассвете 8 января 1943 года прибыл с экспонатами в г. Томск, который дал согласие на прием и хранение государственного художественного имущества Севастопольской галереи. Всего за 13 месяцев пути были преодолены около 11000 км по железной дороге и 2 моря... при 43 перегрузках.»
В Томске ценный севастопольский груз разместили сначала в Доме офицеров, а через полгода перевезли в церковь бывшего архиерейского дома, занимаемого Томским краеведческим музеем. Наконец, благодаря материальной и организационной поддержке Комитета по дела искусств РСФСР, у М. П. Крошицкого появилась возможность «организовать переупаковку художественных ценностей и проведение необходимых реставрационно-профилактических мероприятий».
В конце 1943 года по вызову Михаила Павловича приехали в Томск оказавшиеся после эвакуации из Севастополя в Воронеже дочь Оксана и жена Нина Ивановна, которая стала на многие годы надежным помощником в музейных делах, научным сотрудником, хранителем коллекции.
В майские дни победного 1945 года по указанию Комитета по делам искусств, спасенные и сохраненные севастопольские ценности, сопровождаемые Крошицкими, всего за месяц были доставлены в Крым. Но Севастополь был разрушен полностью — здание галереи сгорело. 13 июня все ящики выгрузили в уцелевшем помещении Симферопольской галереи, экспонаты которой, за редким исключением, погибли еще осенью 1941 года.
Шло время, и жизнь в Симферополе постепенно налаживалась: в здании делался ремонт, произведения искусства распаковывались, началась их реставрация и научная переинвентаризация. В отчете галереи от 1 января 1946 года Михаил Павлович констатировал: «Всего 1236 экспонатов, из них „Дореволюционного искусства народов СССР“ — 432 (338 — живопись, 3 — скульптура, 71 — графика, 13 — прикладное, 7 — прочие), „Советского искусства“ — 66 (40 — живопись, 26 — графика), „Зарубежного искусства“ — 738 (245 — живопись, 9 — скульптура, 343 — графика, 141 — прикладное)». А 8 июля 1946 года М. П. Крошицкий утвердил первый акт о приобретении в коллекцию Севастопольской картинной галереи этюда А. И. Куинджи «Ночь на Днепре». Началось послевоенное пополнение коллекции, носившее тогда в Симферополе случайный характер, но заметно обогатившее музейное собрание. В числе покупок были графические листы М. А. Врубеля, И. Е. Репина, Н. С. Самокиша, скульптуры Е. А. Лансере, живописные произведения западноевропейских мастеров.
«Назначенный единым директором обеих галерей я положил начало созданию коллекции Симферопольского музея», — писал М. П. Крошицкий в своей автобиографии. Он стремился как можно быстрее организовать поступления произведений искусства из столичных музеев, государственных хранилищ Москвы и Ленинграда, инициировал приобретение экспонатов с выставок крымских художников для возрождения Симферопольской картинной галереи.
Значительные поступления для формирования фондов Симферопольской галереи и пополнения севастопольской коллекции начинаются с 1950 года из Москвы, в основном от Дирекции художественных выставок и панорам. Среди новых поступлений были работы выдающихся русских и советских художников И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова, И. Е. Репина, Б. М. Кустодиева, А. С. Степанова, М. В. Маторина, Ф. А. Модорова, Г. Г. Нисского, скульпторов С. Т. Коненкова, Н. В. Крандиевской и других. И хотя большинство произведений не были этапными для творчества этих мастеров, спустя несколько лет, уже в Севастополе, они достойно дополнили экспозицию, а ныне часто экспонируются на тематических выставках, воспроизводятся в альбомах и монографиях разными авторами в столичных изданиях.
С каждым годом музейная экспозиция в Симферополе становилась интереснее, разнообразнее, и нередко звучали предложения объединить коллекции, оставив все в столице Крыма. Однако М. П. Крошицкий неустанно повторял: «Галерея принадлежит Севастополю». Его авторитет, активная общественная, творческая, педагогическая деятельность помогали добиваться скорейшего возвращения в поднимающийся из руин родной город.
Наконец, осенью 1956 года спасенную и пополненную коллекцию Картинной галереи перевезли, предоставив помещение первого этажа в новом доме по ул. Марата, напротив Владимирского собора на Центральном городском холме. Торжественное открытие галереи состоялось 6 ноября. Всем было понятно, что это временный «приют», и в следующем году руководство города окончательно решило разместить галерею на проспекте Нахимова, рядом с ее довоенным местом расположения — в «доме Гавалова».
13 апреля 1958 года, в День художника, галерея гостеприимно распахнула свои двери. В рубрике «Хроника культурной жизни» городская газета «Слава Севастополя» тогда информировала, что открылась «...значительно расширенная экспозиция..., а в одном из залов выставлены работы художников и скульпторов нашего города». 20 мая в газете были опубликованы восторженные отзывы посетителей и сообщалось, что галерею уже посетило более 12 тысяч человек. Все это очень радовало Михаила Павловича, но вскоре по состоянию здоровья он ушел на заслуженный отдых, однако часто бывал в галерее, занимался живописью, увлеченно фотографировал. Своим преемником он оставил Сергея Николаевича Соколова, человека военного, прошедшего войну, но который всю жизнь оставался художником, активным пропагандистом искусства.
Наиболее активными посетителями музея из года в год тогда оставались военнослужащие, но росло и число учащихся. Для них проводились экскурсии, читались лекции с использованием многочисленных выставок на репродукционном материале, присылаемом из центральных музеев. Севастопольцы активно посещали Народный университет культуры, работавший при музее. И часто научные сотрудники после плановых лекций по истории искусства рассказывали о консультациях с ведущими специалистами Эрмитажа, других музеев страны, в результате чего картины из севастопольской коллекции обретали имена их создателей, уточнялись время и место написания полотен.
Выставочная работа галереи с каждым годом становилась все активней. Неизменный интерес вызывали ежегодные выставки севастопольских и крымских художников как коллективные, так и персональные. Именно в музейных залах состоялись первые творческие встречи со зрителями тогда еще молодых живописцев Мая Чухланцева, Павла Мирошниченко, Якова Басова, Степана Мамчича, Геннадия Арефьева. Вошли в историю музея и выставочные проекты тех лет, подготовленные научными сотрудниками галереи: «Акварели Максимилиана Волошина», «Графика Валентина Фельдмана» и, явившиеся результатом исследовательской и атрибуционной работы, «Фламандская живопись», «Искусство голландских мастеров», «Образ мадонны в итальянском искусстве»... С особым вниманием готовились ставшие в 60-е годы традиционными творческие отчеты учащихся Севастопольской детской художественной школы, открытой в 1961 году под руководством Е. А. Кольченко. Ныне в коллекции музея хранятся работы ее выпускников, продолживших свой путь в искусстве: Людмилы Танасенко, Владимира Яшке, Владимира Бойченко, Александра Бурцева... Среди них и Лариса Наумова, избранная в 2011 году членом-корреспондентом Российской Академии художеств.
С 1965 года Севастопольская картинная галерея, согласно приказу Министерства культуры Украины, стала называться «Севастопольский художественный музей». После возвращения в Севастополь собрание увеличивалось благодаря закупкам с выставок местных художников, иногда — приобретениям работ старых мастеров у частных лиц и почти ежегодным передачам из Киева от Дирекции художественных выставок Украины. Это были небольшие по количеству, но всегда интересные и достойные по качеству произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства современных художников.
С середины 1970-х годов ситуация в музее стала меняться. Пространство экспозиционных залов было реконструировано, выделены и оборудованы дополнительные фондовые помещения, открыт центральный вход в здание для посетителей. Активность искусствоведов: директора Р. И. Поповой, главного хранителя Г. В. Лесич, заведующей отделом, а потом заместителя директора по научной работе Н. В. Григорьевой способствовали комплектованию коллекции по самым разным направлениям.
1980-е годы обогатили музейное собрание произведениями декоративно-прикладного искусства крупнейших народных промыслов России и Украины. Тогда по приглашению музея с выставками в разное время побывали в Севастополе мастера Хохломы и Семенова, Городца и Павловского Посада, Мстеры и Скопина, Петриковки и Опошни. Замечательные экспонаты, закупленные и полученные в дар, теперь часто используются на различных тематических выставках.
В сентябре 1985 года все помещения подвала и первого этажа здания были полностью переданы музею, что позволило постепенно систематизировать и расширить фондохранилища, выделить и оборудовать реставрационную мастерскую, увеличить пространство научной библиотеки, которая располагает почти тысячью уникальных книг и журналов, спасенных еще М. П. Крошицким, и все годы активно пополняется.
Изучению музейного собрания всегда уделялось большое внимание. С благодарностью научные сотрудники вспоминают консультации доктора искусствоведения В. Э. Марковой по произведениям итальянской живописи, в результате которых было сделано несколько атрибуционных заключений, а у картины «Мальчик, играющий с кошкой» появилось имя автора — Томмазо Салини, прозванный Мао. В 1988—1992 годах группа специалистов под руководством Т. В. Максимовой, заведующей отделом экспертизы Научно-исследовательского института реставрации в Москве, неоднократно приезжала в музей, осуществляла физико-оптические и химические исследования большинства произведений западноевропейского искусства, подтвердила подлинность коллекции.
Осенью 1991 года, 27 ноября, Кабинет министров Украины принял постановление, в котором было записано: «Принять предложение Севастопольского горисполкома о присвоении имени заслуженного деятеля искусств УССР Крошицкого М. П. Севастопольскому художественному музею и впредь именовать его «Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого». Это событие явилось результатом неоднократных обращений общественности об увековечении памяти человека, спасшего ценнейшие произведения искусства. В музее эта победа с радостью была отмечена торжественным вечером, выставкой произведений, документов, вещей Михаила Павловича из фондов Музея героической обороны и освобождения Севастополя, Художественного музея, экспонированием семейных реликвий Крошицких.
В 1990-е годы почти прекратился обмен выставками между музеями, поэтому активней стали создаваться выставки на фондовом материале, что позволяло проэкспонировать 500 — 700 музейных предметов ежегодно, а посещаемость достигла 150 000 человек. Вот названия лишь некоторых временных экспозиций: «Мифы, легенды, предания», «Краски моря», «Праздничных дел мастера», «Анималистический жанр в искусстве», «Русские самовары», «Часы и гобелены», «Образы Вечной книги», «Загадочный Рафаэль», «Горькая память войны», «Зимняя элегия», «Старинный фарфор», «Рембрандт и его эпоха»... Все выставки являлись результатом скрупулезной исследовательской работы научного коллектива музея.
Однако, по общему мнению, самым значимым был проект «Меценаты и коллекционеры», осуществленный к празднованию 70-летия музея. В залах можно было увидеть комплексы картин и узнать о людях, которым они принадлежали до революции. Выставка вызвала огромный интерес севастопольцев, гостей города. На торжественные мероприятия и для участия в международной конференции «Меценаты и коллекционеры. К истории музейных собраний» в сентябре 1997 года приехали более 80 представителей музеев Украины и России из 26 городов, были заслушаны 32 доклада. В результате творческих контактов и совместной работы с коллегами в Москве в издательстве объединения «Мосгорархив» вышла книга «Картины из собраний московских коллекционеров в Севастопольском художественном музее», а в серии «Сокровища русского искусства» издательства «Белый город» — альбом «Севастопольский художественный музей», за которые авторы, искусствоведы музея Л. К. Смирнова, Г. В. Лесич, Н. А. Бендюкова и Н. В. Григорьева (посмертно), в 2003 году были удостоены премии Автономной республики Крым в номинации «За вклад в миротворческую деятельность, развитие и процветание Крыма». В 2005 году на Первом Всеукраинском музейном фестивале эти книги были награждены Дипломом победителя конкурса музейных научных и рекламных изданий в номинации «Каталоги и альбомы».
Большое внимание в музее традиционно уделяется просветительной работе, поэтому она всегда разнообразна и интересна. Пользующиеся популярностью экскурсионно-лекционные циклы для всех возрастных групп учащихся ежегодно совершенствуются. Давно полюбились севастопольцам ежемесячные лекции о художниках-юбилярах в дни льготного посещения «Всей семьей в музей». Уже больше десяти лет собираются друзья музея на музыкальные вечера и творческие встречи в период «Декады памяти». Начинаясь вернисажем новой фондовой выставки 6 ноября — в памятный день открытия Севастопольской картинной галереи, она заканчивается концертом 17 ноября — в день рождения М. П. Крошицкого.
С успехом проходят оригинальные новогодние выставки-акции, при организации которых активно участвуют севастопольские коллекционеры и художники. Бесплатное посещение этой выставки является своеобразным подарком для классов и даже школ, которые ежемесячно в период учебного года приходят в музей на экскурсии и лекции по специально разрабатываемым программам.
В 2012 году музей впервые присоединился к европейской акции «Ночь музеев», прошедшей с большим успехом и ставшей ярким событием в культурной жизни Севастополя.
В 2007 году решением Президиума Академии искусств Украины музей был награжден за творческие достижения Серебряной медалью. С 2009 года участвуя в республиканском конкурсе музеев Крыма, научные сотрудники ежегодно удостаивались дипломов разных степеней в номинациях «Музейный менеджмент», «Музейная педагогика», «Музейный сувенир» и дважды получали Гран-При за «Музейное событие года».
Уникальная и обширная музейная коллекция прославляет наш замечательный город далеко за его пределами, а любящий искусство, преданный своему делу коллектив бережно сохраняет, изучает, пропагандирует бесценное наследие с надеждой, что скоро выставочное пространство музея расширится вдвое. С 2018 года здание музея по проспекту Нахимова 9 находится на реставрации. По ее завершении будет оборудован современный мультимедийный зал для реализации образовательных и интерактивных проектов. Появится возможность экспонирования обширного собрания произведений искусства украинских, российских и зарубежных мастеров ХХ века. В многочисленных живописных и графических работах перед зрителями во всем многообразии и динамике исторического развития предстанет образ Севастополя воплощенный художниками многих поколений.
Будем мечтать! И непременно беречь вечные ценности искусства. Мы верим: те, кто побывал однажды в Севастопольском художественном музее, спустя некоторое время непременно захотят вернуться, еще раз взглянуть на полюбившиеся шедевры и обязательно увидеть что-то новое.