Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Портрет князя С. М. Голицына

Тропинин Василий Андреевич (1776–1857)1828Холст, масло

Из четырех портретов кисти В. А. Тропинина в собрании музея наиболее известен «Портрет князя С. М. Голицына». Один из крупнейших сановников, «последний московский вельможа», владелец подмосковной усадьбы «Кузьминки» Сергей Михайлович Голицын (1774–1859) был почетным опекуном московского Опекунского совета, попечителем Московского учебного округа, известным коллекционером.

Князь покровительствовал многим художникам, в том числе и Тропинину, который несколько раз писал его портреты. Голицын был награжден всеми высшими российскими орденами, однако современники чаще вспоминали его как мужа красавицы — «ночной княгини», «принцессы ноктюрн» Е. И. Голицыной, жившей с ним «в разъезде». Ею был сильно увлечен юный А. С. Пушкин. Этот портрет, вероятно, очень нравился князю, поэтому художник несколько раз его повторял.

В настоящее время известны более поздние варианты — повторения, хранящиеся в собраниях Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени, Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, Мордовской картинной галереи имени Ф. В. Сычкова в Саранске.

Тропинин Василий Андреевич

Родился в 1780* в с. Карповка, Новгородская губерния, умер в 1857 в Москве.

Портретист, жанрист. Крепостной графа Моркова, в 1823 получил вольную. Учился в АХ (1798–1804) посторонним учеником у С. С. Щукина, отозван из АХ Морковым. Жил на Украине в с. Кукавка Подольской губернии (1804–1812). С 1824 — академик; с 1843 — почётный член Московского художественного общества. Участник выставок: АХ. Персональные выставки: К 175-летию со дня рождения, Киев, КМРИ, 1951.

*Дата установлена по Каталогу «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени» (М., 1975, с. 25) указан год рождения — 1780; ранее в каталогах — 1776.

Другие экземпляры коллекции
Портрет жены негоцианта Киселева
Тропинин Василий Андреевич
«Портрет жены негоцианта Киселева» из севастопольского собрания можно назвать «полупарадным» портретом или «полужанром».
В старом доме. Интерьер
Жуковский Станислав Юлианович
В картине «В старом доме» разлита тихая печаль, грустное раздумье о приходящих в упадок дворянских усадьбах, тонко передано ощущение безвозвратности прежней жизни.
Лес осенью. Папоротники
Левитан Исаак Ильич
Ночлежный дом
Маковский Владимир Егорович
Отточенный до артистизма рисунок и блестящий композиционный дар, позволил мастеру выстроить содержательную и выразительную картину из «кирпичиков» разрозненных наблюдений, которая получила признание у зрителей и успешно экспонировалась на XVIII передвижной выставке.
Севастополь. Рыбачья бухта
Коровин Константин Алексеевич
Последние лучи
Богаевский Константин Фёдорович
Два пейзажа Богаевского в собрании музея — «Последние лучи» и «Южная страна» — это две легенды.
В Крыму
Васильев Фёдор Александрович
В колорите очень точно выдержано цветовое единство, так как живописец умело использовал серо-синие, зеленые близкие по тону цвета, которые полностью соответствовали натуре.
Японка
Верещагин Василий Васильевич
В севастопольском собрании хранится, пожалуй, одна из самых поэтичных работ Верещагина — «Японка», которая знакомит с менее известной стороной его творчества.