Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Севастополь. Рыбачья бухта

1916Холст, масло. 60×81

В 1916 году знаменитый мастер в течение нескольких месяцев лечился в севастопольском госпитале. Тогда ему, академику живописи, запретили писать. Об этом он горестно сообщал в письме директору Императорских театров Теляковскому.

Как бы в противовес беде, словно забывая драматичные грустные обстоятельства, он писал мажорные, радостные, красочные пейзажи, наполненные ярким солнечным светом и воздухом. Несмотря на этюдность, все работы, созданные здесь, картинны, композиционно закончены, «срежиссированы», написаны легко и звучно, «быстрыми», на первый взгляд, но выверенными, широкими, свободными мазками.

Все исследователи творчества Коровина единодушно отмечают художественную ценность севастопольских этюдов. Они написаны легко, виртуозно и темпераментно. В них очень точно «схвачены» цветовые отношения, «впечатление» яркого летнего солнечного дня в южном городе. Не случайно художника называют «русским импрессионистом», и в утверждении принципов импрессионизма в творчестве маэстро Севастополь сыграл не последнюю роль.

Все сказанное прекрасно демонстрирует музейная работа «Севастополь. Рыбачья бухта». На ней изображена очень узнаваемая Артиллерийская бухта и набережная Корнилова с не существующим уже домиком для разделки рыбы, освещенные закатными лучами солнца. К этому мотиву художник обращался несколько раз и писал его в разное время суток.

«Рыбачья бухта», сейчас одна из самых популярных музейных работ, часто репродуцируется в различных изданиях. Она поступила в севастопольский музей в 1972 году через Министерство культуры СССР из Аргентины, из собрания Е. И. Корсаковой.

Коровин Константин Алексеевич

Родился в 1861 в Москве, умер в 1939 в Париже.

Пейзажист, портретист, писал натюрморты, работал в области театрально-декорационного искусства. Учился в МУЖВЗ (1875–1883) сначала на архитектурном, затем на живописном отделении у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. В 1882 несколько месяцев учился в Академии Художеств. Преподавал в Строгановском училище, МУЖВЗ (1901–1919). С 1905 — академик. Член Абрамцевского кружка. С 1885 работал в Москвоской частной опере С. И. Мамонтова и других театрах Москвы и Петербурга. С 1910 — главный декоратор московских императорских театров. С 1923 жил и работал в Париже. Участник выставок: ученических МУЖВЗ; ТПХВ (1889–1899); МОЛХ (с 1889); МТХ;, «Мир искусства» (с 1899); «36-ти художников» (1901, 1902); СРХ (1803–1922, член-учредитель); всероссийской, Нижний Новгород, 1896; зарубежных. Персональные выставки: К 100-летию со дня рождения, Ленинград, Москва, Киев, 1961.

Другие экземпляры коллекции
На берегу Черного моря
Коровин Константин Алексеевич
Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов.
Астры и помидоры
Коровин Константин Алексеевич
В полотне «Астры и помидоры» жизненные проблемы как бы отходят на дальний план, натюрморт получился ярким, звучным, радостным, как бы вопреки тому, что 1919 год был голодным, тяжелым для всей России и особенно для Коровина.
Лес осенью. Папоротники
Левитан Исаак Ильич
Интерьер
Юон Константин Федорович
Довольно редкая по стилистике картина «Интерьер» относится к раннему этапу в творчестве известнейшего художника Константина Фёдоровича Юона в период увлеченности импрессионизмом.
Зимнее утро
Грабарь Игорь Эммануилович
Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множества фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте.
Массандровский дворец
Крачковский Иосиф Евстафьевич
В маленьком, картинно-видовом пейзаже из севастопольского собрания, «приятном для глаза и души», с фотографической точностью на фоне Крымских гор «нарисован» Массандровский дворец императора Александра III, из рыцарского замка превратившийся в «сказочный терем».
Константинополь при луне
Айвазовский (Гайвазовский), Иван (Оганес) Константинович
Пейзаж «Константинополь при луне» не только демонстрирует восторженное отношение мастера к этому удивительной красоты городу, лирическое настроение людей, подчеркнутое состоянием природы, но и композиционное, и техническое мастерство живописца.
Античный пейзаж
Поленов Василий Дмитриевич
Любопытно, что художник использовал и в эскизах, и в картине этюд «Троада», хранящийся в Третьяковской галерее, только «перевернул» легендарную гору в другую сторону.