Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

В старом доме. Интерьер

1913Холст, масло. 96×133

Русский художник польского происхождения Станислав Юлианович Жуковский (1875–1944), которого называют «певцом дворянских усадеб», был одним из наиболее значительных представителей пейзажной живописи конца XIX — начала XX столетия. В начале своего творческого пути, после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он являлся последователем Исаака Левитана и реалистических традиций, близких мастера-передвижникам.

Однако вскоре живописец, опираясь на тщательно изученный опыт русских и европейских мастеров того времени, выработал собственный стиль. Непосредственность и свежесть восприятия натуры наряду с поэтизацией пейзажных образов, характерные для московской живописной школы, сблизили Жуковского с мастерами, составившими ядро Союза русских художников. Одним из членов-учредителей этого выставочного объединения он стал в 1903 году.

В картине «В старом доме» разлита тихая печаль, грустное раздумье о приходящих в упадок дворянских усадьбах, тонко передано ощущение безвозвратности прежней жизни. Именно в этом старинном особняке в Островках в 40-е годы XIX века. Работал талантливейший крепостной художник, ученик Алексея Венецианова Григорий Сорока.

Жуковский Станислав Юлианович

Родился в 1875 в имении Старая Воля (мыза Ендриховцы), Гродненская губерния, погиб в 1944 в концлагере «Прушков» близ Варшавы.

Пейзажист, писал также портреты и натюрморты. Учился в МУЖВЗ (1892–1901) у С. А. Коровина, А. Е. Архипова, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, В. А. Серова. С 1907 — академик. Преподавал в Школе живописи и рисования С. Ю. Жуковского (с 1906). С 1923 жил и работал в Варшаве. Участник выставок: МОЛХ (1893–1903); МТХ (1895–1896, 1898); ТПХВ (1896– 1917, с 1903 — член ТПХВ); ОПХ (Варшава) (1898–1939, с перерывами); «Мир искусства» (1902–1903); СРХ (1904–1923, с 1907 — член). Персональные выставки: Париж, 1925; Варшава, 1929, 1935, 1937; Краков, 1929; Москва, 1971, 1973; Минск, 1969, 1973 — 1974; Ленинград, 1973.

Другие экземпляры коллекции
Ночлежный дом
Маковский Владимир Егорович
Отточенный до артистизма рисунок и блестящий композиционный дар, позволил мастеру выстроить содержательную и выразительную картину из «кирпичиков» разрозненных наблюдений, которая получила признание у зрителей и успешно экспонировалась на XVIII передвижной выставке.
Зимнее утро
Грабарь Игорь Эммануилович
Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множества фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте.
Пряха
Бодри Карл-Фридрих Петрович
Картина «Пряха» написана художником еще в период обучения в Академии и во многом противоположна работам А. Г. Венецианова, его школы, стремившихся преодолеть каноны академической живописи.
В Крыму
Васильев Фёдор Александрович
В колорите очень точно выдержано цветовое единство, так как живописец умело использовал серо-синие, зеленые близкие по тону цвета, которые полностью соответствовали натуре.
Южная страна
Богаевский Константин Фёдорович
Краткий этап в живописи Богаевского с его культом трагического, дисгармоничного сменился вскоре новым – воспевающим «райский расцвет земли».
Лес осенью. Папоротники
Левитан Исаак Ильич
На берегу реки
Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович
В данном пейзаже художника прекрасно передано переходное состояние природы, он наполнен светлой и немного грустной поэзией.
Вид Босфора
Айвазовский (Гайвазовский), Иван (Оганес) Константинович
Картина «Вид Босфора» была написана в 1864 году, через несколько лет после второй поездки маэстро в Константинополь.