Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Николай Петрович Крымов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в поисках наиболее точного выражения своих творческих идей, постоянно экспериментировал, искал собственный живописный стиль.

Декоративность, своеобразная «гобеленовость» — утонченная изысканность колорита и живописной манеры — сближали ранние произведения живописца с работами художников творческого объединения «Голубая роза», близкого к поэтике символизма. Затем, пристальное наблюдение натуры, работа над пейзажным циклом «крыш» объединит его с художниками другого выставочного объединения — «Союз русских художников».

В 1908–1910 годах в картинах Крымова появляются жанровые мотивы, хотя сюжет в них сведен до минимума. Художник обращался к изображению мотивов действительности, но решал их в традициях народных лубочных картинок. Интерес к искусству примитива был распространенным явлением русской художественной жизни того времени.

Известный критик Павел Муратов отмечал в пейзажах Крымова «густую и крепкую живопись, остро прочувствованные краски и, до угловатости, просто взятые формы», что и демонстрирует работа из севастопольского собрания.

Композиция картины «Зима» полностью выдумана, сконструирована самим художником, пейзажный образ обобщен. Из старых, привычных мотивов он построил свой немного наивный, игрушечный, но очень похожий на реальный мир, обратившись не столько к приемам, сколько к внутреннему духу лубка.

Чистота чувств, отказ от «говорящих» деталей, порой отвлекающих внимание зрителя от жизни самой природы, а также нарочитая упрощенность форм, утрированность рисунка, обобщенность цветовых пятен помогли освободиться от устарелых традиций, выразить размышления художника о вневременном и вечном.

Эта работа до революции экспонировалась на выставке «Союза русских художников», в 1925 году выставлялась в Третьяковской галерее на выставке «Крестьянин в русской живописи», а в 1984 — в Москве на персональной выставке Н. П. Крымова в Центральном доме художника.

Крымов Николай Петрович

Родился в 1884 в Москве, умер в 1958 там же.

Пейзажист, театральный декоратор. Учился у своего отца — художника П. А. Крымова, затем в МУЖВЗ на архитектурном (1904–1907) и живописном отделении (1907–1911) у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, В. А. Серова. Преподавал во ВХУТЕМАСе (1920–1922); в Изотехникуме памяти 1905 года (1934–1936). С 1942 — заслуженный деятель искусств РСФСР; с 1949 — член — корреспондент АХ СССР; с 1956 — народный художник РСФСР.

Другие экземпляры коллекции
На берегу реки
Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович
В данном пейзаже художника прекрасно передано переходное состояние природы, он наполнен светлой и немного грустной поэзией.
Астры и помидоры
Коровин Константин Алексеевич
В полотне «Астры и помидоры» жизненные проблемы как бы отходят на дальний план, натюрморт получился ярким, звучным, радостным, как бы вопреки тому, что 1919 год был голодным, тяжелым для всей России и особенно для Коровина.
Массандровский дворец
Крачковский Иосиф Евстафьевич
В маленьком, картинно-видовом пейзаже из севастопольского собрания, «приятном для глаза и души», с фотографической точностью на фоне Крымских гор «нарисован» Массандровский дворец императора Александра III, из рыцарского замка превратившийся в «сказочный терем».
Пряха
Бодри Карл-Фридрих Петрович
Картина «Пряха» написана художником еще в период обучения в Академии и во многом противоположна работам А. Г. Венецианова, его школы, стремившихся преодолеть каноны академической живописи.
Последние лучи
Богаевский Константин Фёдорович
Два пейзажа Богаевского в собрании музея — «Последние лучи» и «Южная страна» — это две легенды.
Лес осенью. Папоротники
Левитан Исаак Ильич
В коридоре окружного суда
Касаткин Николай Алексеевич
Представленная на XXV юбилейной передвижной выставке, эта работа сразу же оказалась в центре внимания зрителей и прессы. В большинстве рецензий картина анализировалась или упоминалась как одно из ключевых произведений экспозиции.
Южная страна
Богаевский Константин Фёдорович
На полотне из севастопольского собрания Айвазовский показал панорамный вид на Константинополь при закате солнца со стороны Босфора.