Кино - самый любимый, наверное, вид искусства у многих. А наш музей навеки с ним теперь связан. И тем, что впервые Севастопольская картинная галерея открылась в ноябре 1927-го года в бывшем кинотеатре «Лотос», и тем, что уже четыре года мы пользуемся гостеприимством кинотеатра «Москва». Вернувшись в свое родное здание, ни сотрудники музея, ни его посетители не забудут эти залы на проспекте генерала Острякова.
Поздравляем всех работников кино, а особенно руководителей государственного автономного учреждения культуры города Севастополя «Севастополькино» и наших добрых соседей из кинотеатра «Москва», посетителей нашего музея, с Днем отечественного кино, желаем им многочисленных и благодарных зрителей.
Кино и художники связаны не только практической работой живописца или графика в этом виде искусства. Актеры, сюжеты и даже реквизит съемок часто становится объектом творчества создателя картины или графического листа.
В собрании нашего музея есть несколько таких экспонатов, относящихся к разным видам искусства.
Рассказ о них мы начнем с изображения основателя российского кино, Александра Алексеевича Ханжонкова. Модель его памятника, открытого 24 августа 2016 года в Ростове-на-Дону, выполнена ростовским скульптором, академиком Российской академии художеств Сергеем Николаевичем Олешней (р.1956) и подарена нашему музею в 2018 году. Автор, часто бывающий в нашем городе, – инициатор, один из основателей и соучредитель возрожденного Творческого объединения южнорусских художников. На фото - скульптура изящного немолодого человека. С чувством законной гордости, с глубоким достоинством касается он символа главного своего дела – кинопроекционного аппарата.
Эдуард Антонович Штернберг значительную часть своей жизни прожил в нашем городе. Поэтому его сын передал большую часть творческого наследия и архив отца в наш музей. Художник занимался и живописью, и графикой, работал и в театре, и в кино. Перед Вами – эскиз афиши кинокомедии 1920-х годов.
Сам эскиз, будучи подготовительной работой, прекрасно передает дух времени, его динамику, что подчеркивает диагональная композиция и «едущий текст». Фильм должны были показывать в Центральном показательном Клубе красных моряков им. Шмидта, так тогда назывался Дом офицером флота, находившийся на ул. Фрунзе (ныне пр. Нахимова).
Важность кино как массового вида искусства всегда осознавалась. Не случайно одно из первых зданий, построенных в разрушенном городе после его второй обороны было здание кинотеатра. И назвали его, конечно, «Победа».
В лирическом городском пейзаже Мая Филипповича Чухланцева хорошо передана эта атмосфера ожидания праздника встречи с интересным киносюжетом.
Один из лучших севастопольских художников Геннадий (Энгельс) Александрович Арефьев также не смог пройти мимо темы кино.
Его рисунок - по сути, - символ кинопроката, соединяющий времена и поколения, сюжеты и страны. Интересна игра художника с разными планами и ракурсами (мы одновременно находимся и в «будке» киномеханика - почти «девушка в футболке» - и в кинозале). Эта находка делает композицию динамичной и интригующей.
В автолитографии Владимира Александровича Емельянова (р. 1937), напротив, главные герои – зрители, завороженно следящие за развитием сюжета.
Заслуженный деятель искусств Украины Роман Сергеевич Адамович (р. 1945) окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, где его педагогами по специальности были такие выдающиеся мастера как Ю. Пименов и И. Иванов-Вано, а также высшие курсы переквалификации по специальности «Режиссура анимационного кино». Впоследствии работал художником-постановщиком на Киевской киностудии им. А. Довженко (дебютировал в картине «Бумбараш») и художником-мультипликатором на студии «Киевнаучфильм» (ныне «Укранимафильм»). Роман Сергеевич и в станковой графике обращался к любимой теме, поэтизируя простые вещи.
Символом нашей Ночи кино выглядит картина Дулата Каппаровича Алиева.
Мы ждем вас, дорогие друзья! Пусть нас объединит и искусство кино, и искусство живописи, и декоративно-прикладное искусство!
Т. П. Сайгушкина, искусствовед