Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Художники и театр

27 марта 2022

Во все времена изобразительное искусство было взаимосвязанно с театральным. Художники не только оформляют пространство сцены, но и создают эскизы костюмов – все это составляющие отдельного вида художественного творчества – сценографии.

Многие знаменитые мастера конца XIX — начала ХХ веков — В. Д. Поленов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, С. Ю. Судейкин, Э. А. Штейнберг — внесли весомый вклад в развитие русского театра, оперы и балета. В этот период художникам стала отводиться ведущая роль в создании единого выразительного образа театрального действия.

В последующие годы эта традиция продолжалась, и многие художники активно работали в этом направлении.

Прежде чем оформить сцену, им необходимо было создать эскизы, в которых прорабатывались все детали будущих декораций и костюмов для достижения наибольшей выразительности и целостности. Эти эскизы являются самостоятельным художественным произведением, отличающимся авторским стилем и своеобразием.

В. Поленов. Античный пейзажВ. Д. Поленов. Античный пейзаж. 1906

В собрании Художественного музея находятся оригинальные работы многих выдающихся мастеров, посвятивших свое творчество театральному искусству.

Выдающийся пейзажист, один из образованнейших людей своего времени, В. Д. Поленов также связал свою жизнь с театром. Он не только оформлял сцену, как художник, но и участвовал в постановках в качестве актера и даже композитора. Тема театра настолько увлекала живописца, что помимо эскизов он создавал и станковые произведения на эту тематику. «Античный пейзаж» (1906) – результат работы Василия Дмитриевича над декорациями к опере «Призраки Эллады», которая была представлена зрителям в Большом зале консерватории в Москве.

К. А. Коровин. Эскиз декорации к балету А. Симона «Дочь Гудулы» по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери». 1902

Ученик В. Д. Поленова — К. А. Коровин — талантливый театральный художник, посвятивший многие годы оформлению сцены и созданию костюмов. «Неожиданностью форм, фонтаном цветов мне хотелось волновать глаза людей со сцены, и я видел, что я даю им радость и интерес» - такими словами живописец описывал свой вклад в развитие театрально-декорационного искусства начала XX века. В фондах нашего музея хранится его эскиз декорации к балету А. Ю. Симона «Дочь Гудулы» по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери" (1902). Во время работы над постановкой вместе со знаменитым режиссером балета А. А. Горским Коровин посетил Париж, где с натуры писал старинные улицы. Это позволило ему лучше проникнуть в эпоху, в которой разворачивались события спектакля.

Б. М. Кустодиев. Эскизом декорации к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Горячее сердце». 1911

Художник Б. М. Кустодиев тщательно прописывал и прорисовывал в своих сценографиях все детали декораций и костюмов, как режиссер «додумывал» образы героев, передавая при этом даже мимику персонажей. Поэтому его работы больше напоминали завершенные картины, как и в случае с эскизом декорации к постановке спектакля «Горячее сердце» (1911) по пьесе А. Н. Островского.

С. Ю. Судейкин. Эскиз занавеса к спектаклю по политической сатире А.В. Бобрищева-Пушкина «Торжество держав». 1913

На счету талантливого живописца, сценографа С. Ю. Судейкина множество работ, выполненных в России и за рубежом для Дягилевской антрепризы. В коллекции музея находится эскиз занавеса к спектаклю по политической сатире А.В. Бобрищева-Пушкина «Торжество держав» (1913), который был поставлен в Мариинском театре.

Э. А. Штейнберг. Эскиз театральной декорации. (1911)Э. А. Штейнберг. Эскиз театральной декорации. (1911)
Э. А. Штейнберг. Эскиз театрального костюмаЭ. А. Штейнберг. Эскиз театрального костюма

В 1920-е годы художник Э. А. Штейнберг (ученик К. А. Коровина и В. А. Серова) плодотворно сотрудничал с севастопольскими театрами. Помимо создания декораций для сцены он занимался разработкой костюмов, театральных эмблем и афиш. Эскиз декораций (1911) открывает нам загадочную и далекую Японию, художник сумел точно передать самобытную атмосферу и колорит этой восточной страны. Эдуард Антонович также плодотворно работал над эскизами декораций к постановке, посвященной событиям восстания на броненосце «Потемкин». Его многочисленные работы, хранящиеся в фондах музея, демонстрируют насколько талантливой и разносторонней личностью был художник.

Э. А. Штейнберг. Эскиз театральной декорацииЭ. А. Штейнберг. Эскиз театральной декорации

М.П. Крошицкий — художник и директор Севастопольской картинной галереи, в свою очередь, также не обошел вниманием театральное искусство и создал эскиз декорации к трагедии Еврипида - «Ифигения в Тавриде».

М. П. Крошицкий. Эскиз декорации к трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде»
В собрании музея хранятся работы севастопольских театральных художников — Ю. К. Чурсина и Г. Е. Бубновой, которые работали для различных театральных площадок города, но более всего – в Севастопольском академическом театре им. А. В. Луначарского. Ими в разные годы были созданы оригинальные костюмы и декорации ко многим спектаклям, в том числе к пьесе Педро Кальдерона «С любовью не шутят» (Ю. К. Чурсин, 1972) и к пьесе Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (Г. Е. Бубнова, 1993).

Ю. К. Чурсин. Эскиз декорации к пьесе Педро Кальдерона «С любовью не шутят». 1972Ю. К. Чурсин. Эскиз декорации к пьесе Педро Кальдерона «С любовью не шутят». 1972
Г. Е. Бубнова. Эскиз декорации к пьесе Л. Н. Толстого «Плоды просвещения». 1993Г. Е. Бубнова. Эскиз декорации к пьесе Л. Н. Толстого «Плоды просвещения». 1993
Взаимосвязь двух видов искусств – изобразительного и театрального - по-прежнему актуальна, и современные художники с большим интересом берутся за столь сложную и ответственную работу, как создание сценографии.

Елена Скрупская, научный сотрудник