Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Музы не молчали: онлайн-выставка к 80-летию освобождения Ленинграда

27 января 2024 — 29 февраля 2024

К 80-летию полного освобождения Ленинграда


27 января исполняется восемьдесят лет со дня полного освобождения Ленинграда, как тогда назывался Петербург, от фашисткой блокады. Почти девятьсот дней город жил так сурово, мужественно и героически, на такой трагически высокой ноте, что ее может передать только великая музыка Дмитрия Шостаковича, Людвига ван Бетховена или Иоганна Себастьяна Баха.

Город и сопротивлялся, и созидал. Не молчали и музы. Именно их служители – музыканты, графики и живописцы, скульпторы и фотографы, кинематографисты и поэты, актеры и режиссеры, прозаики и мастера прикладного искусства оставили нам изобразительную  летопись, не потерявшую своего художественного и исторического значения до сих пор.

В собрании нашего музея есть произведения, созданные в блокадном Ленинграде. В начале 1950-х годов это небольшое собрание передано Дирекцией выставок и панорам Севастопольской картинной галерее, которая тогда находилась в Симферополе. Городу-герою Севастополю от города-героя Ленинграда. Это работы художников, преимущественно ленинградских, чьи произведения хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, государственных и частных коллекциях ближнего и дальнего зарубежья. Повезло и нашему музею.

Иван Филиппович Титов (1902-1983) – участник обороны Ленинграда. Автолитография «Залп линкора «Октябрьская революция» (1944) автобиографична. На этом боевом корабле будущий народный художник РСФСР защищал Ленинград. До войны Иван Филиппович закончил ВХУТЕИН, был директором Ленинградского полиграфического техникума, затем возглавлял издательство Ленинградского отделения Союза Советских художников.  С 1942-го года работал в Студии военных художников имени М. Б. Грекова (в 1972-м году Титов получит серебряную медаль Студии). Художник был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а позднее и орденом Ленина. После войны Иван Филиппович переехал в Москву и был главным художником самого популярного советского журнала «Огонек».

И. Ф. Титов (1902-1983). Залп линкора «Октябрьская революция». 1944

Мягкость и бархатистость штриха, присущая литографии, работает на образ – создает атмосферу серого дня, то ли пасмурного, то ли задымленного пространства. И вместе с тем придает изображению удивительную лиричность, казалось бы, не присущую батальному жанру.

Художник Михаил Иванович Авилов (1882-1954) к батальной теме, в том числе в ее историческом варианте, был близок на протяжении всего своего творчества. Неудивительно – в петербургской Академии художеств он учился в батальном классе, а его педагогами были Ф. Рубо и Н. Самокиш. Фронтовые зарисовки Авилова времен Первой мировой войны, на которую он пошел добровольцем, были опубликованы в журнале «Нива». Участвовал он и в создании панорамы «Штурм Перекопа». В наши школьные учебники истории вошла его картина «Поединок Пересвета с Челубеем» (ГРМ, 1943), за которую художник получил Сталинскую премию.

Уроженец Петербурга, он пытался вновь уйти добровольцем на фронт в 1941-м, но возраст и здоровье не позволили. Авилов покинул осажденный город в декабре 1941-го, но не перестал быть военным художником.

М. И. Авилов (1882-1954). Наш ДЗОТ. Этюд. 1943

В собрании музея есть его этюд «Наш дзот» 1943-го года с припиской на обороте «Западный фронт». Именно такие – репортажные по характеру, но тихие красивые пейзажи станут потом основой больших батальных полотен.

До последних дней Иван Филиппович будет служить профессором в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, будучи не только художником, но и искусствоведом.

В дни блокады в Ленинграде выпускался сатирический художественный листок «Боевой карандаш», поднимавший дух как защитников осажденного города, так и его жителей. В коллекции музея есть работы двух его авторов.

Иван Степанович Астапов (1905-1980) был одним из создателей и художественным руководителем выпусков «Боевого карандаша». Автолитография «Восстановление Ленинграда» (1944), вероятно, принадлежит к циклу «Военный и послевоенный Ленинград» (1943-1947), часть которого была издана в виде альбома «Ленинград 1941-1945» (М., 1945).

Произведению, которое мы представляем, - 80 лет. После окончательного освобождения города продолжилось его восстановление. Продолжилось, потому что по возможности не прекращалось и во время блокады.  И опять литография, столь любимая ленинградской графической школой, своей мягкостью и лиричностью подчеркивает мирный характер созидания. Это скорее пейзаж, чем бытовой сюжет.

И. С. Астапов (1905-1980). Восстановление Ленинграда. 1944

Сергей Михайлович Мочалов (1902-1957) также был одним из авторов «Боевого карандаша». В годы войны вместе с самыми известными ленинградскими графиками – А. П. Остроумовой-Лебедевой, Н. А. Павловым, А. Ф. Пахомовым, А. Н. Яр-Кравченко – участвовал в разработке сюжетов открыток, посвященных обороне города. Его комплект открыток «Ленинград в годы Великой Отечественной войны переиздавался и после войны.

С. М. Мочалов (1902-1957). На набережной Зимнего дворца. 1943

Жизнь прифронтового города – сюжет этой акварели. Прямо на набережной ремонтируются суда, латается после очередного налета и сама набережная. Но тревожные приметы времени только подчеркивают красоту великого города.

Вот и Вячеслав Владимирович Пакулин (1901-1951) особенно остро почувствовал неповторимость облика Ленинграда именно во время Великой Отечественной войны. И начал писать пейзажи. В страшную зиму 1941-1942 годов город был особенно красив: искрящийся иней подчеркивал классические формы и словно заставлял забыть суровые военные будни. Живописец, график, театральный художник, никогда ранее не обращавшийся к городскому пейзажу, был покорен пронзительной трагической красотой любимого города. Всю войну проведя в блокадном Ленинграде, он возил носил с собой подрамники, работал прямо на улицах города, иногда под бомбежками.

В. В. Пакулин (1901-1951). Ленинград. Исаакиевская площадь. 1943

Снежной пеленой окутан город. Кажется, ничто не выдает военное время. Но ударяет в глаза разорванная решетка моста – и замечаешь группу женщин, пришедших за водой, маскировку на памятнике Николаю Первому. И еще пронзительней становится красота города, от которой сжимается сердце.

Пакулин покидал город, только выезжая на фронт. Уже в июне 1941-го он  в составе группы художников создает маскировку военных объектов на станции Дно, в 1943-м – пишет портреты бойцов на передовой.

В 1944-м году, вскоре после освобождения, Вячеслав Владимирович принимает участие в выставке пяти художников в Русском музее (в их числе В. Конашевич и К. Рудаков), показав свои двадцать восемь блокадных пейзажей.

Алексей Федорович Пахомов (1900-1973) также участвовал в этой выставке и также всю войну провел в блокадном Ленинграде. Автор драматической серии литографий «Ленинград в дни блокады», он был одним из лучших рисовальщиков своего времени, виртуозно владел разными графическими техниками.

А. Ф. Пахомов (1900-1973). Очистка города. 1943

Красота города в этой литографии – на втором месте. Не сразу узнаешь летний дворец Петра, не сразу понимаешь, что рядом – Летний сад. Но об этом помнят люди, из последних сил расчищающие свой город от снега и грязи, обломков снарядов и трупов. На первом плане женщина и подросток. Лицо женщины мертвенно-бледное, изможденное. Видно, с каким трудом поднимает она огромный совок со снегом. На вертикальном листе, словно сужающем пространство города, чтобы акцентировать внимание на людях, фигуры расположены волнообразно. Не случайно художник выбрал такую композицию: она подчеркивает усталость людей, от которой они словно качаются. Потому что все, что делалось в блокадном Ленинграде – уборка снега, поход за водой к замерзшей Неве, очередь за хлебом, дежурство на крыше,- все было подвигом.

Вечная память и вечная слава!

Татьяна Сайгушкина, искусствовед