Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Юбилей севастопольского художника

3 августа 2022

В июле 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения севастопольского художника Александра Андреевича Лубенко (1922-1995). Он родился в Тамбовской области, по всей вероятности служил на Тихоокеанском флоте, так как первая половина жизни была связана с Дальним Востоком.

Сын ветерана Великой Отечественной войны, художника-педагога, фотокорреспондента Андрея Степановича Лубенко, которому в музее Тихоокеанского флота посвящен отдельный стенд, Александр Андреевич продолжил династию. Лубенко-младший закончил Владивостокское художественное училище, после которого некоторое время обучался в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова.

Впоследствии молодой художник активно участвовал в оформлении музея Тихоокеанского флота живописными работами, изображая не только портреты героев, но и батальные сцены из истории и современной жизни флота.

Переехав в 1953-м году в Севастополь, он стал одним из активных организаторов Севастопольских художественно-промышленных мастерских, вел там художественную студию. Накануне своего сорокалетия стал членом Союза художников СССР. Работы Лубенко хранятся в Республиканском музее имени Г. Котовского и С. Лазо в Кишеневе, музее Тихоокеанского флота (Владивосток); в Музее героической обороны и освобождения Севастополя и Музее Черноморского флота.

Совместно с группой севастопольских художников Александр Андреевич участвовал в реставрации полотна диорамы «Штурм Сапун-горы» в начале 1960-х годов. А. А. Лубенко активно экспонировал свои работы, в том числе на Всесоюзной выставке маринистов, с которой его картина была приобретена закупочной комиссией.

 В этом году мы отмечаем 100 лет СССР. Пятьдесят лет назад Крымская организация Союза художников УССР благодарила Лубенко за участие в областной выставке к 50-летию образования СССР. В нашем собрании немного работ Александра Андреевича, но по ним можно представить себе особенности его живописной манеры, верность традициям русской реалистической школы.

А. А. Лубенко. Политзанятия. Этюд. Не датирован

Казалось бы, не совсем привычная эффектная для живописи тема – «Политзанятия». Но для художника это – разговор со зрителем цветом. И на этюде мы видим такую разную голубизну гюйсов, сложно переданные белые матросские робы, нежные оттенки политической карты мира, блеск стальных перекрытий, влажно блестящую выдраенную палубу. Все гармонично сочетается между собой. А воспоминание о канувшей в Лету стране усложняет ее содержание. Картина, выполненная по нашему этюду, экспонировалась на республиканской выставке 1955 года.

А. А. Лубенко. Соколиное. 1980-е

Удивительные краски гор и растительности, атмосфера старины, подчеркнутая старыми домиками под черепичными крышами, цветовые и световые сочетания сделали Соколиное любимым местом работы севастопольских и крымских художников. Вот и в этюде 1980-х годов художника захватывает сложность передачи глубины и интенсивности цвета, особенностей фактуры.

Лубенко А. А. Два солдата в папахах. Этюд к картине «Сергей Лазо»
Лубенко А. А. Сидящий солдат. Этюд к картине «Сергей Лазо»

Лубенко - художник - не только бытописатель жизни флота, любитель этюда. Он обращался и к серьезным историческим темам и образам. В собрании музея хранятся этюды к картине «Сергей Лазо». Это условное название, так как картина планировалась стать частью цикла истории борьбы за Советскую власть. Цикл был заказан Республиканским музеем Г. И. Котовского и С. Г. Лазо в 1961 году. Полотно под названием «Запись добровольцев на борьбу с атаманом Семеновым. Дальний Восток» была куплена музеем во Владивостоке. По работе над психологическим обликом персонажей видно и знание художником русской реалистической жанровой картины, и серьезность отношения к задаче. Портрет пожилого мужчины, выполненный как этюд к картине «Сергей Лазо», был использован в одном из вариантов другой работы - «На конспиративной квартире».

А. А. Лубенко. Портрет пожилого мужчины. Этюд к картине «Сергей Лазо». Не датирован

Александр Андреевич был другом нашего музея. Он пополнил наше собрание подаренной им коллекцией самоваров, которая часто экспонировалась.

В эти дни, когда мы чествуем наш флот, особенно приятно вспомнить и художника, который часто обращался к его истории и повседневной жизни.

Татьяна Сайгушкина, искусствовед