В эти дни, когда мы празднуем 10-летие Русской весны, особенно воспринимаются его произведения – визитные карточки города, символы мужества русского духа – здание Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 годов» Ф. Рубо (1904, совместно с Ф-О.И. Энбергом) и Памятник затопленным кораблям (1905, совместно с А.Г. Адамсоном и Ф-О.И. Энбергом), в создании которых он принимал участие как архитектор. В здании Панорамы Валентин Августович оформлял архитектурные детали, что придало ему нарядность. А как стало недавно известно, сама идея облика Памятника затопленным кораблям принадлежит именно Валентину Фельдману.
В Севастополе Валентин Августович строил немало: собор Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Большая Морская (1892-1905), здание Дворца главного командира Черноморского флота и портов (1893-1900), которое, к сожалению, не сохранилось.
Родился В. А. Фельдман в окрестностях Петербурга, детство прошло в Ораниенбауме, где служил его отец. Там же прошло детство и одного из самых знаменитых людей нашего города – А. А. Максимова (1853/1855(?)-1908), городского головы с 1901 по 1908 годы. Вероятнее всего, именно Алексей Андреевич был инициатором переезда Фельдмана в Севастополь. Максимов привлек архитектора к воссозданию пещерного храма Рождества Христова (1893, совместно с Н. М. Чагиным) в Георгиевском монастыре (храм восстанавливался на деньги Максимова) и к воплощению своей мечты – усадьбы, которую потом назовут «Максимова дача». Она будет включать дом, хозяйственные постройки и садово-парковый комплекс.
С 1891 года по 1905 год жил и творил Фельдман в Севастополе. И не только проектировал и строил. Он возобновил деятельность рисовальной школы А. Е. Корнеева, писал акварели, преподавал, участвовал в выставках.
Замечательный акварелист, Фельдман был членом Товарищества русских акварелистов, написал несколько учебных пособий по технике акварели, изложенных прекрасным слогом, очень образно и доходчиво, что говорит и о его литературном даре.
Валентин Августович работал не только в Севастополе, но и под Петербургом, в Харькове и Киеве.
В нашей рубрике «Выставка одного произведения» мы публикуем акварель 1899 года «Крымский вид» В. А. Фельдмана.
Интересна история поступления в музей этой акварели. В 1974 году в Севастополе умер почтовый служащий М. И. Селиванов. И оказалось, что у этого скромного человека была удивительная коллекция произведений искусства. Так как у него не осталось родных, его коллекция была передана в Севастопольский художественный музей.
Нежная, трепетная работа может служить образцом, так как в ней применены разные манеры работы с акварелью – и а lа прима, и лессировка, а отдельные «затеки» свидетельствуют и о владении автором самой сложной техникой акварели – работе по сырому или так называемой «мокрой» акварели.
Пусть этот графический лист подарит вам радостное ощущение весны! Русской весны!