Эпоха Итальянского Возрождения — это время новаторских открытий, когда в рамках средневековья зарождаются гуманистические идеи, активно идут поиски выразительных средств в отображении трехмерного реального пространства на плоскости. Это время рождения станковой картины, в которой с предельным вниманием проявляется интерес к человеку и к познанию окружающего его земного, порой греховного,
Картина неизвестного художника I половины XVI века «Мадонна с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем» построена на этих достижениях: линейная перспектива, анатомически верный рисунок и пирамидальная композиция, дающая равновесие и покой.
В картине на фоне пейзажа, тающего в утренней дымке с тонкими, почти «перуджиновскими» деревьями, изображена Дева Мария с младенцами — сыном Иисусом и Иоанном Крестителем. Юная мать, с любовью смотрящая на играющих детей, воплощает главное и вечное — прекрасное чувство материнской любви. Ее одухотворенный, лиричный образ очень близок тем образам Мадонн, которых Рафаэль создал в знаменитый флорентийский период.
К сожалению, мы не знаем имени мастера, создавшего «Мадонну» из севастопольского собрания, но, совершенно очевидно, что все эти достижения воплощены в данной картине и указывают на ее принадлежность флорентийской школе художника круга Рафаэля периода Высокого Возрождения. Равновесие и гармония, идущие от устойчивой пирамидальной композиции, возвышенность и нежность в трактовке образа юной Мадонны, поэтичность и лиричность в изображении равнинного пейзажа — характерные черты в творчества Рафаэля в его флорентийский период, несомненно, повлиявшего на автора этого произведения.