В 2014 году Крым вернулся в состав России, которой принадлежал уже в последней четверти XVIII века. Россия получила долгожданный выход к Черному морю, чего добивался, но не успел воплотить в жизнь Петр I, и что удалось исполнить Екатерине II.
В 1783 году Крым официально вошел в состав Российской империи (манифест Екатерины II «О принятии полуострова Крымского... под Российскую державу» был издан 8 апреля 1783 года). А 21 февраля 1784 года строящейся портовой крепости Ахтиар императрица Екатерина II дала название Севастополь, что в переводе с греческого обозначает «величественный город».
Создание Черноморского флота открыло ещё одну героическую страницу в русской военной истории. Впереди были Корфу и Синоп, Наварин и героическая оборона Севастополя в Крымской войне..., вторая оборона Севастополя
О первых шагах Черноморского флота повествуют две работы художницы Н. В. Василенко (1933–1994) Виват Черноморскому флоту (1983) и Первые верфи в Севастополе (1981).
В последней четверти XVIII века возник и окреп сильный Черноморский флот. Его командующий — генерал-фельдмаршал князь Г. А. Потемкин, понимал и ценил чужой талант. Среди офицеров он особенно выделял Ф. Ф.Ушакова, и Федор Федорович оправдал доверие князя. Под его командованием русские моряки одержали блистательную победу на мысе Калиакрия 11 августа 1791 года, победу, решившую исход русско-турецкой войны. «О великий! Твоего флота больше нет» — так османским флотоводцам пришлось начать свой доклад султану.
Художница Наталья Васильевна Василенко оставила много произведений, посвященных истории Севастополя. В ее композициях ощущается стремление к монументализму — изображение на первом плане укрупненных фигур известных исторических лиц, некоторая «скульптурность» драпировок; и цветовое решение, напоминающее фресковую живопись: в одной работе с плотной фактурой, в другой колористически высветленной.
Одна из самых трагических страниц истории Севастополя — оборона города в Крымскую войну
В 1854 году вооруженные силы Франции, Англии, Турции и Сардинии (Италии) вторглись на Крымский полуостров. Интервенты планировали завершить штурм города в течение недели. Однако, неприятель недооценил героизм русских войск. Осада Севастополя длилась 11 месяцев. Стойкость и мужество русских солдат, матросов и жителей города потрясли весь мир.
Французский художник, Александр Проте участник военных действий, показал нам стан французских вражеских войск в окрестностях Севастополя.
Поль-Александр Проте (1825–1890) — французский живописец исторического жанра, баталист участвовал в Крымской войне простым солдатом. С театра военных действий он привез много рисунков и этюдов. На его полотне из коллекции музея мы видим стан французских войск в окрестностях Севастополя. Художника не столько интересовало изображение самой битвы, ее ужасов, сколько рассказ о простом солдате, его он знал в совершенстве и представлял скорее сентиментально, чем трагично. Проте изобразил тревожный отдых своих соотечественников в перерыве между атаками.
Французская армия при отправке в Крым комплектовалась не только кадровыми военными, но и многочисленными волонтерами, в частности, элитными частями зуавов (на переднем плане). На картине видно, что мундир зуава отличался от остальных. По воспоминаниям русского солдата: «у них...легкая курточка, а штанина всякая будет с аршин; ежели разгорнуть, то одна штанина будет, верно, аршина три». Всемирную славу зуавам принесла Крымская война, где они особенно отличились, совершив марш-бросок на Альминские высоты, решивший исход сражения в пользу французов, а также штурмуя Малахов курган и участвуя в осаде и захвате Севастополя.
Севастопольский живописец Зиновий Иванович Филиппов
Символично, что художник обращается к теме Первой обороны Севастополя уже после Великой Отечественной войны, как бы подчеркивая преемственность героических событий, и отдавая дань столетнему юбилею Крымской войны. Автор показывает легендарные пушки, охристую, выжженную землю навеки уснувшего бастиона, который и во сне хранит воспоминание о тех героических днях.
Много испытаний выпало на долю Севастополя. Но город выстоял. Он становится форпостом на юге России и в военной, и в мирной жизни.
Легендарный город стоял у истоков воздухоплавания. Уже 11 ноября 1910 года в Севастопольской авиационной школе началась подготовка летных кадров Российской империи. Школа готовила авиаторов — как для армии, так и для флота.
26 октября 1911 года в Севастопольской военной авиационной школе состоялся первый выпуск. По этому случаю, император Николай II подарил школе часы, которые дожили до наших дней и были в исправном состоянии, являясь реликвией Качинского высшего военного училища летчиков до второй половины
С 1938 года название летного училища — Качинская Краснознаменная военная авиационная школа им. тов. Мясникова. Самым знаменитым выпускником этой школы является А. И. Покрышкин
В 1930-х годах знаменитый художник Александр Александрович Дейнека
«Легендарный Севастополь прославился в боях» не только в Крымской, но и в Великой Отечественной войне. Атаку на Севастополь немецкая авиация осуществила в первый день войны —— 22 июня 1941 года. В штабе противника не могли предвидеть, что «вторая оборона» Севастополя будет не менее упорной, чем «первая».
В Севастопольском художественном музее тема Великой Отечественной войны отображена в творчестве Константина Гавриловича Дорохова
Вот такие краснофлотцы, пришедшие из корабельного состава, держали оборону в осажденном, истекающем кровью Севастополе.
Перед нами, ставшая уже повседневной, жизнь осажденного города. Упала бомба, но нет паники. Жители стоят группками, обсуждая последние события. Мы не видим выражения лиц, но художнику удается передать общее состояние тревоги.
Морскую пехоту гитлеровцы называли «Черной смертью», так как бойцы свои отчаянные, наносящие противнику большой урон вылазки совершали под покровом ночи. На них были черные бушлаты и флотские тельняшки, которые стали своеобразным символом храбрости и удали. Художник изобразил пехотинца в перерыве между боями. На нем поверх тужурки — плащ-палатка. Не замедляя шаг, он на мгновение скользнул по зрителю взглядом, возможно, уходя в вечность.
В работе художника изображена ликвидация последних вражеских «плавсредств» близ Херсонесского маяка 12 мая 1944 года. Очевидцем и участником этих событий был автор картины, в которой ощущается влияние сатирических работ советских художников Кукрыниксов на военную тему.
Отгремели бои. После жесточайших кровопролитных сражений город лежал в руинах. Советское правительство в 1948 году начало реализацию программы по восстановлению Севастополя. Город, как птица феникс из пепла, стремительно возрождался из руин. Уже в 1957 году он был полностью восстановлен, что явилось беспримерным трудовым подвигом и яркой страницей в истории Севастополя.
Таким его увидел в 1948 году художник Вадим Александрович Меллин
Зиновий Иванович Филиппов
На другой картине З. И. Филиппова мы видим, насколько быстро был восстановлен из руин (отстроен заново) город, где после войны едва можно было найти десяток целых крыш. Перед нами Площадь Ушакова в том виде, в котором мы знаем ее сейчас: со зданием библиотеки им. Л. Н. Толстого, большой клумбой в центре, уходящей вдаль Большой Морской улицей, — все это уже существовало в 1961 году. В невероятно короткие сроки из руин возродился белокаменный красавец-город.
Красочный, нарядный, Севастополь 1970-х годов живет в живописных произведениях художественного музея.
«Певец Крыма», «поэт акварели», «патриарх крымской акварели» — так называли Якова Александровича Басова
Севастопольский художник Геннадий Яковлевич Брусенцов
В Севастополе находится уникальный памятник, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — Херсонес.
Город был основан эллинами в 424–421 годах до н. э. Херсонес просуществовал две тысячи лет, и в ХV веке жизнь в нем замерла, но русским флотоводцам после присоединения Крыма к Российской империи удалось вдохнуть в него новую жизнь.
Московский художник-монументалист Е. С. Зернова
Сегодня город живет своей насыщенной, интересной жизнью. Наряду с Москвой
Президент России В. В. Путин 18 марта 2014 года сказал: «Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение, так же, как храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм. Ведь именно здесь, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. И именно так мы будем к этому относиться отныне и навсегда... /.../ А Севастополь был и остается воинской святыней».
Елена Хмелева, научный сотрудник