Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Хроника создания Севастопольского художественного музея. Тысяча девятьсот двадцать третий

16 ноября 2022

Собрание Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого по праву считается лучшим в Крыму. В него входят произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства художников итальянского Возрождения, Голландии и Фландрии XVII века, Франции и Германии XVIII-XIX веков, а также мастеров отечественного искусства XVIII-XXI веков.

Так случилось, что коллекция живописи нашего музея начала формироваться еще до решения об открытии картинной галереи.

Акт о выдаче А.И. Полканову тридцати «художественных предметов» из Первого (Центрального) хранилища ГМФ (фрагмент)

В декабре 1923 года из 1-го (Центрального) хранилища Государственного музейного фонда музейного отдела Главнауки Народного комиссариата просвещения за подписями выдающихся отечественных искусствоведов Н. Г. Машковцева и А. М. Эфроса были выданы представителю музеев Тавриды А. И. Полканову «художественные предметы».

Полканов Александр Иванович, искусствовед, директор Центрального музея Тавриды

Пять из них сложными путями от создания до экспонирования попали в Севастопольскую картинную галерею.
«Астры и помидоры. Натюрморт» (1919) К. А. Коровина и этюд В.Д. Поленова «Монастырь над рекой» (1898) можно и сейчас видеть в постоянной экспозиции в кинотеатре «Москва».

Эти пять произведений переданы были в 1927 году в Севастопольскую картинную галерею из Центрального музея Тавриды через Главнауку (Главное управление научных, музейных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения Российской Федерации) – основной источник создания и пополнения музейных фондов – они были национализированы из частных собраний.

Элегический «Осенний пейзаж» (1903) С. Ю. Жуковского, как и «Монастырь над рекой» В. Д. Поленова происходят из собрания Н. П. Вишнякова (1844 - не ранее 1927).

Об этом удивительном человеке необходимо сказать особо. Выходец из старинной купеческой семьи, Николай Петрович, благодаря матери, увлекавшейся искусством, получил прекрасное образование, сформировавшее его исследовательскую натуру. Потомственный почетный гражданин г. Москвы, один из самых влиятельных гласных
Московской городской думы конца XIX-начала XX в., ученый-палеонтолог, известный коллекционер, обладавший значительными палеонтологическими и минералогическими коллекциями, в июне 1903 года был выбран Думой в члены Совета Третьяковской галереи. Это, по всей вероятности, и положило начало его коллекции русского искусства.

Василий Дмитриевич Поленов вошел в историю русской живописи изменением отношения к этюду: осознав его самостоятельность и начав экспонировать. Поэтичность восприятия мира природы в пейзаже «Монастырь над рекой» сочетается еще и с духовной составляющей, чутко переданной художником.

Поленов В. Д. (1844 - 1927) Монастырь над рекой. Этюд. 1898

Красота мира сотворенного, божественность природы – вот содержание этой работы. Для произведений Станислава Юлиановича Жуковского характерна ностальгическая нота.

Жуковский С.Ю. (1873-1944). Осенний пейзаж. 1903
.
Может, поэтому у него особенно много осенних пейзажей. «Лес зимой» (1880-е) И.И. Левитана был часто представлен на тематических фондовых выставках музея.
Левитан И. И. (1860-1900). Лес зимой. 1880-е

Небольшая работа словно погружает нас в мир сказочного заснеженного русского леса. Происходит этот этюд из коллекции «чайного короля» Д.В. Высоцкого. Давид Вульфович был видным меценатом. Салон Высоцких посещали практически все значительные деятели культуры в Москве. Коллекция живописи его была значительна. В нашем музейном собрании из нее происходят несколько работ.

В числе первых пяти произведений, прибывших из столицы в Крым и ставших у основания коллекции,– шедевр Константина Алексеевича Коровина «Астры и помидоры. Натюрморт» (1919).

Коровин К.А. (1844-1927). Астры и помидоры. Натюрморт. 1919

Написанный на севере, он дышит южной щедростью и страстью, столь свойственными русскому импрессионисту.
Мы начали рассказывать о том, как создавалась и жила коллекция Севастопольского художественного музея.
Следите за нашими следующими публикациями!