Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Михаил Крошицкий. Автобиография. Часть первая. Академия художеств

23 июля 2022

В 2022 году исполняется 95 лет Севастопольскому художественному музею, а в 2024 году севастопольцы отметят 130-летний юбилей Михаила Павловича Крошицкого. Быстро пролетят пять лет - и музей вступит в свое второе столетие.

Чтобы наши постоянные посетители и гости города смогли подготовиться к этим событиям вместе с нами, мы решили публиковать материалы об этапах становления музея и страницы биографии М. П. Крошицкого.

Мы не будем торопиться. Ведь Вы не только перелистнете вместе с нами страницы история музея, жизни выдающегося человека, но и страницы истории страны. Документы, которые мы будем публиковать, позволят окунуться в стремительный ритм жизни 1920-х – 1930-х годов, в послевоенную эпоху, помогут понять трудности и победы.

Вспоминая Михаила Павловича Крошицкого, мы будем опираться на его автобиографию 1955-го года, впервые напечатанную в третьем номере журнала «Крымский архив» за 1997 год. Иллюстрировать текст Михаила Павловича будут документы из его архива. Они осветят тот крестный путь, который пришлось пройти легендарному директору Севастопольской картинной галереи, чтобы спасти ее собрание для города; и подчеркнут удивительные черты характера М. П. Крошицкого.

Первые, самые ранние документы, которые мы опубликуем, относятся ко времени обучения М. П. Крошицкого вольнослушателем в Училище при Академии художеств в Петрограде. Это документы 1916-1918 годов. Интересна ремарка времени: свидетельство об обучении в Академии художеств 1916-го года подписано гофмейстером Двора Его Величества, а такой же документ апреля 1917-го, после февральской революции – исполняющим обязанности делопроизводителя.

Искусство было призванием Михаила Павловича. Впервые он увидел изображения морских пейзажей, вероятно, у своего дяди, севастопольского художника М. П. Крошечкина-Крошицкого. С публикацией о нем и с его работами из собрания нашего музея можно познакомиться на сайте музея.
7К Натурщик. 1916. Бумага, карандаш. 61х42,5
В собрании нашего музея есть академический рисунок, выполненный М. П. Крошицким во время обучения в Академии. Обратите внимание на римскую цифру на нем - III! Это была очень высокая оценка педагогов: обладатели первых трех мест награждались премиями. Итак, начинаем!.. Орфографию того времени мы сохраняем, будем добавлять только комментарии к тексту.




Свидетельство вольнослушателя Высшего художественного училища при Императорской Академии Художеств. 1916 год
"Я родился в городе Севастополе 4.XI. 1894 гг. [по старому стилю, по новому – 17 ноября] в семье рабочего-котельщика Севастопольского морского завода, сына матроса, участника Синопского боя и защиты Севастополя в 1854-55 гг., дважды Георгиевского кавалера, происходившего из города Одессы. Бабка – родом из Запорожья.

Ничтожный заработок отца не мог обеспечить существование семьи из пяти душ, поэтому мать вынуждена была ходить шить по «богатым домам». Учитывая льготы для потомков-защитников Севастополя, родители решили дать детям образование. Брат был определен в гимназию в 1903 г., а я в 1905 г., причем на основании упомянутых льгот, я во все время учения в гимназии до окончания ее в 1913 г. освобождался от платы за право учения. В 1913 г. отец со многими другими рабочими был завербован на Балтийский судостроительный завод в Петрограде.

Страсть к рисованию привела меня, по окончании гимназии, в Академию Художеств, куда я был принят по конкурсу вольнослушателем (в 1914 г.), так как подлинные документы находились в Петроградском Госуниверситете, куда я также был принят на юридический факультет, который в дальнейшем оставил, отдавшись полностью изобразительному искусству.

Список работ участников аукциона в античных залах Императорской академии художеств. 1-я страница
Список работ участников аукциона в античных залах Императорской академии художеств. 2-я страница
Готовясь самостоятельно к конкурсному испытанию в Академию, мною было выполнено много работ с натуры, часть которых экспонировалась на художественной выставке в Севастополе в 1914 году.

Билет на посещение классов высшего художественного училища при Императорской Академии Художеств
Учителями моими в Академии были профессора: И. М. Творожников, В. В. Беляев, А. В. Маковский, Г. Р. Залеман и В. Е. Маковский, по мастерской которого я и закончил академический курс учебы. За время пребывания в Академии я систематически участвовал на выставках академических и других в Петрограде, Москве и в Крыму.

Уехав из Петрограда в Крым в конце 1917 года для сбора этюдного материала к дипломной картине «Выгрузка арбузов с фелюг в Севастополе», вернуться в Петроград уже не смог из-за образовавшихся фронтов, начинавшейся Гражданской войны.

Прочные политические взгляды у меня сложились еще с детских лет, т. к. в доме родителей собирались передовые рабочие, а иногда у нас скрывались от полиции и жандармерии разыскиваемые революционеры. Под черепичной крышей дома и в подвале прятались прокламации и другая нелегальная литература и нередко оружие.

Свидетельство вольнослушателя Высшего художественного училища при Академии Художеств. 1917 год
С седьмого класса гимназии я сотрудничал в качестве «художника» в подпольной типографии РСДРП, в результате чего, при разгроме полицией моей типографии, была обнаружена моя именная готовальня и меня несколько раз вызывали в жандармское управление на допрос. С конца 1912 г и до 1914 г, а может быть и дольше, я находился под негласным надзором полиции.

В февральской революции я принял самое активное участие в деле «поднятия» воинских частей петроградского гарнизона (Финляндский полк, Морская гвардия и др.) …, с первых дней записавшись в Народную Милицию, откуда затем перешел в Красную гвардию. После приезда В. И. Ленина был в охране дворца Кшесинской в период пребывания там В. И. Ленина, что дало мне возможность видеть и два раза слышать его выступления перед народом. В ночь с 25 на 26 октября я принимал участие во взятии Зимнего дворца, а в конце года выехал в Крым для сбора материала к дипломной работе.

Академия фактически не работала в это время. В Крыму, наряду с творческой работой, с неостывшим энтузиазмом после Октябрьских дней, я принял деятельное участие в становлении Советской власти.

Удостоверение. Всероссийский железнодорожный союз "Продпуть". 9 октября1918
В мае месяце 1918 г. Крым был оккупирован немцами и, видимо, по доносу, однажды ночью, в случайное мое отсутствие, у меня был проведен тщательный обыск в квартире и во дворе, причем печь была разрушена и вскрыты половицы пола, после чего я стал скрываться у разных товарищей. Постоянная угроза ареста заставила меня с двумя товарищами-студентами (Быков Л. и Заславский [или Заплавский] бежать из Крыма. Пройдя по ночам через три фронта – от ст. Белгород до ст. Сажное Курской губернии, мы достигли линии фронта Красной Армии, откуда с трудом добрались до Ленинграда [тогда Петрограда]. Академия художеств в это время не функционировала, на фронте искусств господствовали формалисты. В городе было чрезвычайно тяжелое положение с продовольствием, отец был тяжело болен, средств к существованию не было – это заставило меня принять предложение профсоюзной железнодорожной организации «Продпуть» на отъезд на станцию Солнцево, Курской области, в качестве конторского служащего. Туда же перевез и родителей".