Произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XX и XXI веков составляют две третьих собрания Севастопольского художественного музея. Среди них работы знаменитых русских художников, чье творчество сформировалось до Октябрьской революции: А. В. Куприна, П. П. Кончаловского, К. С. Петрова-Водкина, И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, И. И. Бродского, картины А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского, Е. С. Зерновой, в которых наиболее ярко воплотились черты современного им стиля в искусстве и произведения украинских живописцев: Т. Н. Яблонской, А. М. Кашшая, Н. П. Глущенко и др.
В коллекции музея находятся 12 работ А. В. Куприна, отражающие разные стороны творчества живописца. В течение многих лет художник писал освещенные ярким солнцем домики, узкие улочки, неповторимый ландшафт окрестностей Бахчисарая, например, картины «Бахчисарай. Переулок» (1935), «Пейзаж с луной» (1927). Пастозным, густым мазком художник лепит форму, стремится точнее передать объём, цвет каждого предмета в «Натюрморте со стеклянной банкой, цветами и фруктами» (1930). Интересом к вещности, к передаче разности фактур предметов, их оттенков отличается произведение П. П. Кончаловского «Яблоки» (1934). Расцвет натюрморта в живописи К. С. Петрова-Водкина приходится на 1918-1920-е годы. К этому периоду относится «Натюрморт на зеленом фоне» (1924) из нашей коллекции. Используя минимальный набор предметов, яркие краски, играя с зеркальными поверхностями, художник совершенно преображает этот статичный жанр, передает свое особое мироощущение.
Из тематических картин этого времени можно выделить «Праздник кооперации в деревне» (1928) К. Ф. Юона и «Враги коллективизации» (1931) Н. Б. Терпсихорова. Точные бытовые детали создают неповторимую атмосферу передаваемой художниками эпохи.
Следует отметить поэтические пейзажи представителей позднего поколения передвижников: В. Н. Бакшеева «Зима» (1944), В. К. Бялыницкого-Бирули «Март», «Зазеленели овраги» (1934), Я. Д. Минченкова «Осенний день», «Этюд со снежными горами»...
Творчество известного художника, искусствоведа, реставратора И. Э. Грабаря представлено несколькими работами. Среди них: солнечная, звонкая картина «Пруд в узком» (1935), необычный городской пейзаж с диагональной перспективой улиц «Уголок уходящей Москвы» (1930), яркий натюрморт «Васильки. Июнь» (1937).
Сдержанно и лаконично рассказывают о жизни строгого и величественно-красивого Севастополя 1930-х-1940-х годов морские пейзажи А. А. Дейнеки («Гидропланы», 1934) и Г. Г. Нисского («Морской вид. Севастополь. Артиллерийская бухта», 1936). Они композиционно продуманны и выразительны по колориту.
Тема Великой Отечественной войны нашла широкое отражение в советском искусстве. Трагические страницы на крымской земле раскрывает в своем творчестве В. Г. Пузырьков в картине «Черноморцы» (1956), Г. А. Небожатко «Портрет Радика Руднева» (1968), В. И. Толочко «Партизаны» (1982-1987), С. Н. Базилев «Ушел воевать» (1980)...
Нельзя оставить без внимания графические и живописные этюды фронтового художника, участника обороны и освобождения Севастополя К. Г. Дорохова. Среди них — лиричные пейзажи, написанные маслом на картоне «Близ Памятника затопленным кораблям» (1941), «На Чёрном море. Севастополь» (1941), «портреты» кораблей: «Севастополь. Крейсер „Харьков“ в Килен-бухте» (1941), «База подводных лодок «Волга» (1942) и др., а также выразительные карандашные портреты героев обороны Севастополя: «Капитан П. М. Волков» (1941), «Пахомов И. И. — командир артиллерийского дивизиона крейсера „Молотов“» (1941)...
Богато собрание музея и работами крымских художников Я. А. Басова и Ф. З. Захарова. Следует отметить экспрессивные акварели Я. А. Басова из серии «Севастополь»: «Севастополь. На Приморском бульваре» (1972), «Севастополь. Март» (1973), «Севастополь. Август. Мостик» (1976), а также натюрморт «Красные розы» (1967), и «Зима. Хмурый день» (1970) Ф. З. Захарова. Их отличает «сочный» колорит, фактурный, динамичный мазок и интересное композиционное решение.
Замечательны произведения живописцев 1960-х годов: Т. Н. Яблонской «Скоро лето» (1961), «Молодая мать» (1964), В. Г. Путейко «На мирной земле» (1965), Н. А. Стороженко «Березка» (1964), В. Ф. Стожарова «Псков. Кремль» (1970). Радостный, светлый, гармоничный мир создают они в своих полотнах. Это — картины о красоте природы, ценности человеческих отношений, любви, дружбе, надеждах на светлое будущее.
Точное ощущение времени, атмосферы 1960-1970-х годов передают в своих работах севастопольские художники: М. Ф. Чухланцев «Дот, зарастающий маками» (1960), «Артбухта. Набережная Корнилова» (1960), Г. Я. Брусенцов «Ноябрьский Севастополь» (1973), Г. А. Арефьев «Голубое утро. Севастополь» (1975), М. В. Кобыленков «Севастополь. Набережная Артиллерийской бухты» (1978), Н. В. Василенко «Вечерний Севастополь» (1977), З. И. Филиппов «Балаклава» (1960), В. В. Проценко «В сумерках.» (1982), Н. С. Шеметов «Теплый снег» (1965). На их полотнах знакомые и малоизвестные уютные уголки любимого города запечатлены порой в неожиданных ракурсах.
Среди натюрмортов 1980-х годов выделяются «Огненный натюрморт» (1984) известной московской художницы Е. С. Зерновой и нежные «Ирисы» (1989) севастопольского живописца В. П. Грищенко.
Образ солнечного, романтичного города у моря воссоздали в своих картинах участники севастопольских пленэров: А. В. Ольхов «Итальянский дворик в Херсонесе» (2003), Н. Я. Дудченко «Лодки в яхт-клубе» (2004), И. Н. Шипилин «Весна. Аполлоновка» (2010), Е. А. Молчанова «Храм двенадцати апостолов» (2007)...
Коллекция Севастопольского художественного музея постоянно пополняется. В настоящее время одной из важнейших задач музея является демонстрация основных тенденций в советском и постсоветском искусстве.