Традиция была столь сильной, что, прежде всего в городах, стали делать сувенирные яйца, шкатулки в виде яиц. Такие изделия сторонники дарения настоящих яиц называли яйчата. Самые знаменитые из них изготовляли мастера фирмы Фаберже.
Хочется познакомить зрителей с предметами из коллекции нашего музея, выполненных отечественными мастерами в 1990-е годы. Анна Шахунова и Ирина Домбровская, юбиляры этого года, в разное время закончили Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. Васнецова. Сделанные ими яйца как раз и относятся к типу «яйчата» – это декоративные, сувенирные изделия.
Яйцо мастера Ирины Домбровской выточено из дерева.
И. А. Домбровская (р. 1953). Пасхальное яйцо. 1996.
Дерево, точение, роспись, лак Д-4,5, в-10,1
На одной стороне яйца - снежный пейзаж с церковью, бабой и мужиком. На другой - коричневато-зелёный фон с мелким орнаментом. Фигурная круглая подставка украшена мелким орнаментом, расположенном гирляндами. Сверху яйцо покрыто лаком, не только для сбережения красочного слоя, но и для красоты, радости.
Яйчата мастера Анны Шахуновой – керамические.
А. С. Шахунова (р. 1967). Яйца пасхальные. 1992.
Глина, полива, роспись, ангоб Н-9х1,5; Д-9
Роспись – стилизованный древнерусский архитектурный пейзаж с башнями, аркой ворот, теремами, зелеными кронами деревьев. Красивая орнаментированная кольцевая ножка уютно завершает праздничный предмет искусства.
К такому же типу, но уже ювелирных произведений относится изделие мастера Михаила Михайловича Гумуша.
М. М. Гумуш. Яйцо пасхальное. 1992.
Серебро, бирюза, филигрань В - 9 (с подставкой), 6,5; Д - 4,3
Яйцо выполнено в ажурной технике филиграни (то есть плетение из проволочек драгоценных металлов, в данном случае серебряных) с 26-ю круглыми кабошонами из сетчатой бирюзы (то есть шлифованный камень, а не ограненный). Яйцо состоит из двух половинок, соединенных между собой. Подставка выполнена в виде высокой треноги, завершающейся вверху кругом, украшенным зернью – еще одной ювелирной техникой: напаянными шариками, в данном случае также из серебра. И зернь, и скань – старинные техники, унаследованные древнерусскими мастерами от византийских мастеров.
Эти изделия из собрания музея выставляются не часто.
Мы будем рады, если кому-то эти красивые, с любовью выполненные вещи подскажут свои идеи для украшения пасхальных яиц. А тем, кто захочет привести своих детей на мастер-класс по истории традиции пасхальных яиц и их изготовления, нужно только созвониться с музеем!
Татьяна Сайгушкина, искусствовед