Ованес Гайвазовский - одаренный ребенок из семьи разорившегося армянского торговца - самостоятельно научился играть на скрипке и рисовать. Бумагу, краски, кисти будущему художнику дарили почитатели его таланта, поскольку семья жила бедно. Часто юный живописец рисовал угольком на стенах домов и заборах. Однажды он был застигнут за этим занятием городским архитектором Я.Х. Кохом, который разглядел дар мальчика и дал первые уроки живописи. Впоследствии Ивана определили на бесплатное обучение в гимназию в Симферополе. Во многом ему помог градоначальник Феодосии А. Казначеев, который возглавил Таврическую губернию.
В 1833 году по представленным гимназическим рисункам И. Гайвазовский был зачислен в пейзажный класс петербургской Академии художеств, которым руководил профессор М. Н. Воробьёв. Юноша закончил ее с золотой медалью, которая давала право на пенсионерскую поездку в Европу чтобы продолжить обучение за границей. Однако, сначала юный выпускник на два года поехал в Крым для совершенствования мастерства. Природа Ялты, Гурзуфа, Феодосии, Керчи запечатлена во многих ранних полотнах художника. Только после этого он посетил Италию, Швейцарию, Германию, Нидерланды, Великобританию и Францию. Изучая произведения искусства в европейских музеях, перенимая опыт великих мастеров, И.К. Айвазовский находит свой путь.Айвазовский вернулся на Родину уже прославленным мастером, членом Римской и Амстердамской академий художеств. Его популярность была настолько велика, что впоследствии многие итальянские, французские, голландские пейзажисты писали марины «a la Aivazovskiy».
В Петербурге 28-летний живописец был удостоен почетного звания художника Главного морского штаба России, с правом ношения адмиралтейского мундира, а позже был избран профессором петербургской Академии художеств. Художник принимал участие в морских походах и в десантных операциях, а затем прославлял победы русского военно-морского флота в своих батальных полотнах. Айвазовский неоднократно бывал в Севастополе, дружил с легендарными адмиралами – М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.И. Истоминым. Мужество, героизм защитников Севастополя в период Крымской кампании стали для художника примером безграничной смелости и самоотверженности.
И.К. Айвазовский много (до глубокой стрости) путешествовал. В его дорожных папках накапливались сотни рисунков, которые впоследствии, уже в мастерской, ложились в основу эффектных пейзажей. Так, картина «Константинополь при луне» из собрания Севастопольского художественного музея была создана маэстро после участия в Средиземноморской географической экспедиции к берегам Турции и Малой Азии в 1845 году под руководством известного русского географа и мореплавателя Ф.П. Литке. Художника навсегда пленил этот удивительный город, заставляя возвращаться в него снова и снова. И.К. Айвазовский вовлекает зрителя в атмосферу томной и жаркой южной ночи, где, казалось бы, царит покой. Волшебный лунный свет озаряет все вокруг, обрисовывая стройные минареты и купола мечетей, преображая арки древнего акведука, раскрывая тайную жизнь города, нашептывая секреты влюбленным, давая зрителю возможность помечтать.
Спустя много лет, в 1856 году, И.К. Айвазовский вновь посетил Стамбул (Константинополь). Через несколько лет после второй поездки, в 1864, художник пишет «Вид Босфора», находящийся в нашей экспозиции. Торжественный, величественный город изображается в вечерний час, на фоне золотисто-розового закатного неба выделяются изящные силуэты минаретов и дворцов Константинополя. Очевидно, что в творчестве художника проявляются реалистические тенденции, характерные для русского искусства этого периода, в картине нет «буйства стихий», штормов, кораблекрушений, изображен тихий будничный вечер. В то же время, маэстро еще не может полностью отказаться от академических традиций, уделяя внимание эффектному освещению и выверенной трехплановой композиции. Картина раньше находилась в собрании генерала, военного историка, журналиста, предпринимателя и коллекционера А.Н. Витмера. Его роскошный особняк в Ялте украшали произведения прославленных мастеров русского и западноевропейского искусства, в том числе: И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, В.А. Серова, А.П. Боголюбова, В.Д. Орловского, Л.И. Соломаткина, К.Е. Маковского, Н.Е. Сверчкова. После национализации, в 1922 году, витмеровская коллекция была передана в Ялтинский художественный музей, а затем и в Севастопольскую картинную галерею в 1927 году.
Куда бы ни путешествовал И.К. Айвазовский его неизменно привлекала поэзия, красота родного Крыма и Черного моря. В творческом наследии мастера множество картин с изображением приморских городов южнобережья: Ялты, Гурзуфа, Алушты. Очевидно, они были популярны и хорошо покупались. Довольно часто маэстро использует похожие мотивы, только немного меняя сюжет, композицию, цветовые отношения в картинах. «Крымский вид» (1861) – одна из подобных работ. Айвазовский передал таинственный момент угасания дня и рождения южной ночи, когда последние розовые лучи заходящего солнца «ласкают» горы дальнего плана, постепенно затихая в нижней части картины. Меняющееся вечернее освещение преображает Ялту. Созданный по заказу императора Александра II, как и ряд других картин с видами Южного берега, пейзаж служил украшением царского кабинета Большого Ливадийского дворца.
Юлия Капранова, искусствовед