24 февраля 2022 года – повод вспомнить замечательную советскую художницу Татьяну Ниловну Яблонскую. Ее творчество – гимн жизни, счастью, любви, красоте, труду. Она - трижды лауреат Государственной премии СССР, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, обладательница почетных званий и многочисленных наград.
В 2017 году, к 100-летию художницы, в стенах Севастопольского художественного музея проходила выставка «Любовь, добро и красота», на которой было представлено около 50 живописных и графических произведений Татьяны Ниловны Яблонской из фондов музея и частных собраний, и зрители могли «вживую» увидеть ее подлинные работы.
Т. Н. Яблонская, несмотря на то, что стала знаменитой еще в юности, после создания картины «Хлеб» (1949), за которую получила Сталинскую премию, всегда искала новые пути в искусстве. Девять работ мастера, находящиеся в коллекции Севастопольского художественного музея, позволяют познакомиться с разными гранями ее творчества. Созданные в 1950 - 1980-е годы, они отражают идеалы своего времени, знакомят с новыми тенденциями в живописи 2-ой половины XX века.
Яблонская в картинах 1950-1960-х годов воспевает молодость, красоту, любовь… В работе «Скоро лето» (1961) художница без пошлости и банальности в совершено будничной сцене смогла передать чувство волнительного счастья, рассказать о чистых человеческих отношениях. Татьяна Ниловна обращается к пленэрной живописи, картина словно пропитана воздухом, светом, предвкушением лета, тепла, солнца, любви. Художница уловила то особое состояние весеннего влажного воздуха, когда цвет звучит в полную силу, он еще не "высушен" летней жарой. Лишенный драматических чувств сюжет погружает нас в атмосферу хрущевской оттепели, напоминает о молодости старшего поколения, создает едва уловимое ощущение зарождения чего-то нового.
Важную роль в творческом развитии мастера сыграли поездки в конце 1950-х – начале 1960-х в Армению, в Полесье и Закарпатье. Они помогли ей тонко прочувствовать яркие национальные мотивы, уловить этнографическую самобытность этих областей, найти характерные образы (этюды 1954 года - «Армянская колхозница», «Молодой курд», «Ереванская улочка»).
В 1960-е годы внимание художницы особенно привлекает народное искусство, которое всегда было близко ее темпераменту своей мажорностью, искренностью и непосредственностью. В работах этого периода Яблонская использует простой, локальный цвет, несколько уплощает фигуры, добиваясь изобразительного и эмоционального эффекта особой выразительностью контуров, линеарностью, приближает предметы к переднему плану, к зрителю, как, например, в картине «Молодая мать» (1964). Яркие цвета, орнаментальность, взятые из народного искусства, подчеркивают основную идею: передать радость, счастье материнства. Выросшая в большой семье, сама мать троих дочерей, художница очень ценила свою семью. Материнство - одна из любимых тем в ее творчестве.
Картина «Озерцо» (1970) звучит как размышление о профессии художника, о его месте в жизни. Это более поздний вариант работы «Юность» (1969). «Озерцо» - почти космический пейзаж, в котором нет никаких примет конкретного времени. Основной цвет картины ярко-зеленый, с небольшими тональными переходами. Пробивающаяся молодая трава ассоциируется с юностью, надеждами на прекрасное светлое будущее. Яблонская подчеркивает вечную красоту и гармонию человека и окружающего мира. Не случайно она говорила, что «Искусство – не механическое отображение жизни, а особая форма его осмысления, преломления через душу, сердце и талант художника".
В более поздние годы палитра художницы высветлилась, переходы цвета стали более нюансированными, атмосфера наполнилась воздухом, который, как в пейзаже «Огороды» (1984), создавался пульсирующим мазком, приобретая естественную простоту.
В 1999 году Татьяна Ниловна перенесла инсульт, после которого стала прикована к инвалидному креслу, но занятия творчеством не оставила. Художница научилась писать левой рукой, т.к. правая была парализована. Писала натюрморты и пейзажи за окном, поскольку на улицу уже не выходила. Несмотря на тяжелый недуг живописца, ее картины последних лет были светлые и радостные. Даже в пожилом возрасте художница сумела сохранить молодость души.
Ю. Капранова, искусствовед