Как часто мы проходим по городу, не замечая мемориальных досок, привыкнув к памятникам. А ведь художник работал над ними, вкладывал как минимум труд, а часто и частичку души.
Ольга Денисовна Минькова (1923-2006) родилась в далекой Киргизии, которая тогда была частью большой страны под названием СССР, в городе Фрунзе (так тогда назывался нынешний Бишкек) в семье мастера-кондитера. Среднюю школу закончила в другой части Средней Азии, в казахском Чимкенте. В первые годы войны работала на хлопковом заводе и заводе «Красный керамик». Заметив ее творческие способности, старшие товарищи по заводу посоветовали ей учиться. В 1943-м году Ольга Денисовна поступила в Московский архитектурный институт, но после керамического завода тяга к скульптуре победила, и она перешла на факультет монументальной скульптуры в Московский институт прикладного и декоративного искусства (директором которого был А. А. Дейнека). Все годы занималась в мастерской выдающегося скульптора Е. Ф. Белашовой, рисунок ей преподавал Б. Н. Ланге, а историю искусств – известные искусствоведы А. А. Федоров-Давыдов и Ю. Д. Колпинский.
В дипломной работе выпускница отдала дань своей тревожной юности: декоративная фигура «Девушка-хлопковод» (1951) осталась в фондах музея Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (ныне вновь А. Л. Штиглица) в Петербурге.
В 1951-м году, после окончания учебы, вернулась в родной Фрунзе. Здесь началась ее многолетняя работа в художественных мастерских: в советское время – по государственным заказам, в 1990-е годы – по редким частным. Именно тогда художница занялась декоративной пластикой, чтобы сохранить себя.
В собрании нашего музея представлены как монументальные работы мастера, так и декоративные. Все они отличаются душевностью, теплотой. Даже к заказным портретам передовиков производства, делегатов съездов скульптор подходила в традициях русской реалистической школы: с уважением к человеку, вниманием к его внутреннему миру, уходя от плоских схем и штампов. Работа скульптора трудна не только творческим, но и физическим преодолением материала. Хрупкая женщина словно смягчала своей любовью к искусству мрамор и гранит.
Ей особенно близки были детские портреты, юные лица. Озорство и нежность в облике сына (1950-е-1960-е), решительность в достижении мечты в фигуре маленького рыбака (1988), мечтающего, как герой Э. Хемингуэя о своей «большой рыбе». Вообще выделение какой-то главной черты характера в облике своего героя – свойство работ художницы. А ведь для этого нужно было попытаться понять будущую модель. Как видно по результату, Ольге Денисовне это удавалось.
Ольга Денисовна хотела оставить по себе память по всей стране: рельеф и лепнина театра им. Е. Вахтангова в Москве, выполненные еще в студенческие годы, фигура возле входа в театр оперы и балета во Фрунзе и другие. Сохранились ли они?
Много работала скульптор в Севастополе и в Крыму, куда переехала в 1960-е годы: бюст А. С. Пушкина (1962) в санатории Министерства обороны в Гурзуфе, бюст Н. Н. Миклухо-Маклая в Институте биологии южных морей (1971), «Защитник Севастополя» (1983) в ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, «Портрет Героя Советского Союза Нины Ониловой» (1973, Музей героической обороны и освобождения Севастополя), бюст В. К. Блюхера в сквере на улице имени Маршала Советского Союза, мемориальные доски на улице Я. Гамарника и площади Г. Ф. Захарова в Севастополе и другие. Заслуженный художник Крыма (с 2001 года), Ольга Денисовна за свою деятельность была награждена орденом «Знак почета».
Музей бережно хранит не только работы отечественных и зарубежных мастеров, но и материалы о художниках. Хочется познакомить Вас с историческими фотографиями из архива О. Д. Миньковой. Музей готов принять материалы, воспоминания об отечественных художниках, особенно севастопольских и крымских.
5 августа Ольге Денисовне Миньковой исполнилось бы 100 лет. Подарите себе прогулку по городу, посвященную ей, вернитесь к сохранившимся памятникам и они, как машина времени, перенесут Вас в страну, которой уже нет, но память о ней живет в том числе в работах художников тех лет.