Наверное, нет ни одного художника, который хотя бы раз в жизни не обратился к изображению цветов. Не стали исключением и севастопольские мастера – где, как не на благословенной крымской земле писать цветочное богатство во всем разнообразии красок и форм.
Даже абстракционист Владимир Бойченко (р.1950) отдал дань этой волшебной теме («Тюльпаны», 1994). Монохромная композиция передает не только красоту цветов, но и первый теплый весенний свет.
Тюльпаны мы видим и в букетах Н.В. Василенко (1933-1994) и Н.П. Неклюенко (1929-2012). Но если у Николая Павловича их алое свечение – центр композиции («Натюрморт с тюльпанами», 1981), то у Наталии Васильевны – акцент для перехода к красному столику и связи с сиреневым букетом («Цветы мая», 1993). В другом натюрморте художницы тюльпаны не сразу заметны рядом с одним из главных символов весны – букетиком ландышей («Весенние букеты»).
Роскошная сирень во всех оттенках фиолетового, лилового и сиреневого часто главная героиня натюрмортов художницы. В «Сирени» (1984) она царствует единолично и так написана, что, кажется, аромат цветов ощущаешь на этих гордо выпрямившихся ветвях.
Самые первые, самые нежные цветы – подснежники и веточки распустившегося миндаля - мы видим на светлых и словно прозрачных натюрмортах А. Кушнир (р.1966) и М.Ф. Чухланцева (1925-1981). В обоих случаях нежность их белизны подчеркнута фиолетовым – в гиацинтах у Мая Филипповича («Весенний натюрморт», 1975), в фиалках – у Анны («Миндаль», 2006).
В декоративно-прикладном искусстве севастопольских художников тоже присутствует цветочная тема. Скульптор О.Д. Минькова (1923-2006) отошла от своих монументальных работ, чтобы воплотить яркую красочность и мимолетную нежность цветочных лепестков (Декоративное панно «Цветы», 2003).
У супругов В. А. и Н. П. Дарчич цветы словно раскрываются на наших глазах. Это «чудо» воплощено и сложным цветом каждого лепестка, и общим колоритом, и глубоким темным фоном листьев (Декоративная ваза «Весенняя», 1993).
Милые женщины! С праздником! Будьте счастливы и радуйтесь каждой минуте весенних дней¸ наполненной цветочным благоуханием!
Т. Сайгушкина, искусствовед