В Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого работают научные сотрудники, искусствоведы, закончившие С.-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Это одно из старейших и прославленных учебных заведений России. Изначально оно называлось Академией художеств. Многие художники, ставшие гордостью русского искусства обучались в ней. Среди них, конечно, Илья Ефимович Репин, который учился в Академии с 1864 по 1871 год. Впоследствии он неоднократно менял свое отношение к учебной программе Академии, к ее методам преподавания изобразительного искусства. В 1890-е, на пике своей славы, желая изменить педагогическую систему, художник принял предложение руководства Академии художеств - стал в ней преподавать. При просмотре учебных заданий в мастерской, Илья Ефимович больше восхищался работами учеников, чем критиковал их. Студенты отмечали: «Он не умел объяснять, а умел только делать. Бывало, принесет большой холст, встанет в ряд с учениками и напишет в один-два сеанса этюд, в натуральную величину, - живой, сильно вылепленный, залитый светом. На этих его этюдах мы действительно учились, но еще больше учились на его картинах и портретах: Русский музей, Третьяковская галерея и передвижные выставки были нашей Академией».* Самые известные его ученики - В. Серов, Ф. Малявин, К. Сомов, Б. Кустодиев.
В 1944 году, в год столетия со дня рождения выдающегося живописца, Alma mater (его родной Академии) было присвоено имя И. Репина.
О Репине, о его творчестве, написано и сказано немало. По сей день наследие художника «неисчерпаемо» по своей глубине мысли, реалистичности, изобразительному мастерству.
В собрании Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого 5 произведений великого мастера. Самое раннее из них – «Женская головка», 1864 года. Это еще студенческий этюд, и он в полной мере отображает творческие, живописные особенности, возможности художника той поры.
Репин И. Е. (1844-1930). Женская головка. 1864
Зрелое творчество Репина, его портретное искусство представлено в нашем собрании портретом всемирно прославленного писателя И.С. Тургенева, 1879 года. Известно, что художник создал несколько портретов русского классика. Экспонируемый у нас, был исполнен во время приезда Тургенева в Москву. Тогда Илья Ефимович жил у своего дяди, в Теплом переулке. В обустроенной там мастерской художника и проходили сеансы позирования. Репин, работая над портретом всегда «влюблялся» в свою модель, а с Иваном Сергеевичем у него сложилось дружеское общение еще с парижского времени, с 1874 года. Художник изобразил Тургенева на темном фоне, который конкретизирует, подчеркивает индивидуальные черты лица портретируемого. Бескомпромиссная правдивость в портрете характерна для творчества Репина. В позе писателя, в его выражении лица читается некоторая усталость, болезненная утомленность.
Репин И. Е. (1844-1930). Портрет И. С. Тургенева. 1879
В основной экспозиции музея можно увидеть небольшой живописный этюд, написанный художником примерно в 1878 году – «За роялем». Тема музицирования отражена и в двух карандашных рисунках Репина из нашего собрания. Они были исполнены в 1896 году, в гостях у М.К. Тенишевой, в селе Талашкино (Смоленская губерния). Тогда художник обучал хозяйку дома рисованию, писал ее большой портрет и готовился к выставке эскизов и этюдов, задуманную им совместно с талантливой молодежью.
Многие талашкинские работы были в дальнейшем представлены на этой выставке. Среди них и наброски, сделанные на музыкальных вечерах в доме Марии Клавдиевны, известной оперной певицы, коллекционера, основателя художественного центра на Смоленщине. На одном из рисунков собрания СХМ она изображена во время исполнения романса, сидя за роялем, рядом с известным пианистом А. Д. Медемом.
Репин И. Е. (1844-1930). За роялем.1896
Более подробно об этих репинских произведениях можно будет узнать на лекции памяти И. Е. Репина, которая пройдет в рамках
Лектория выходного дня «Вспоминая любимые картины из собрания Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого», осенью этого года.